Диоскуры, греч. («сыновья Зевса»), лат. Гемини, т. е. Близнецы — братья Кастор и Полидевк, величайшие дорийские герои после Геракла. В римской мифологии: Кастор и Поллукс.
Родились двойняшками, и в то же время не были единокровными братьями: отцом Кастора был спартанский царь Тиндарей, отцом Полидевка — Зевс, матерью их была Леда, жена Тиндарея. У них были две сестры: Елена — дочь Зевса, Клитеместра — дочь Тиндарея.
Диоскуры отличались отвагой, силой, доблестью, всегда сражались бок о бок и не меньше, чем своими подвигами, прославились искренней братской любовью.
Сын Зевса Полидевк был бессмертен и обладал огромной силой, никто не мог тягаться с ним в кулачном бою. Смертный Кастор был искуснейшим возничим боевой колесницы и укрощал даже самых диких и свирепых коней. Вместе с Ясоном Диоскуры участвовали в походе аргонавтов, с Мелеагром — в охоте на калидонского вепря, с Гераклом — в войне с амазонками. Из всех этих походов они вернулись увенчанные славой. Когда Тесей и Пирифой похитили совсем еще юную Елену, братья освободили ее. Но второму похищению Елены (троянским царевичем Парисом) они уже не смогли воспрепятствовать. В то время они уже относились к числу героев, о которых поэт говорит, что им уж не отведать хлеба и вина этой земли.
Иногда поэтическая метафора бывает точнее сухой прозаической формулировки: ведь о Касторе и Полидевке нельзя просто сказать, что во время второго похищения Елены они были мертвы — но и среди живых их тоже не было. Этому необычному состоянию предшествовали обычные по тем временам события. Однажды Диоскуры в компании со своими двоюродными братьями Линкеем и Идасом, сыновьями мессенского царя Афарея, украли в Аркадии стадо быков. (В героические времена кража скота считалась вполне нормальным занятием для царей и царевичей, примерно так же, как в более поздние времена — захват чужих земель.) При дележе добычи один из Афаретидов (т. е. сыновей Афарея), Идас, обманул Кастора и Полидевка. Тогда Диоскуры вторглись в Мессению и угнали все стадо, включая долю своих двоюродных братьев; впридачу, назло Афаретидам, они прихватили их невест. Понимая, что Идас и Линкей этого так не оставят, Диоскуры спрятались в дупле большого дерева, чтобы неожиданно напасть на Афаретидов, когда те бросятся за ними в погоню. Однако Линкей разглядел их даже сквозь дерево, а копье Идаса проникло сквозь дерево и пронзило грудь Кастора. Полидевк выскочил из укрытия и бросился на Афаретидов. Догнав Линкея, он убил его одним ударом кулака, потом схватился с Идасом. Бой не на жизнь, а на смерть прервал Зевс: метнув с небесных вершин молнию, он испепелил Идаса. Вместо того чтобы поблагодарить отца за своевременную помощь, Полидевк попрекнул его за то, что он не дал ему умереть вместе с Кастором, и проклял свое бессмертие, которое мешало ему разделить судьбу любимого брата. Устав от попыток утихомирить Полидевка, Зевс наконец предложил ему на выбор: он может вечно жить молодым среди бессмертных богов или же будет вместе с братом проводить один день вмрачном царстве Аида, а следующий — на светлом Олимпе. Полидевк с радостью выбрал вторую возможность; поэтому, как говорил Гомер, «один день живы, а другой мертвы; почестью же, выпавшей на их долю, они равны богам».
Подобно многим другим греческим героям, Диоскуры перешли из греческих мифов в римские. Римские историки даже утверждают, что битву с латинами у Регульского озера в 496 г. до н. э. решила римская конница, которую лично возглавили Кастор и Поллукс (т. е. Полидевк).
Слава Диоскуров пережила тысячелетия: и сегодня мы можем видеть их в ночном небе как созвездие Близнецов. Греки и римляне посвящали им храмы, спартанские воины и римские всадники видели в них своих патронов, мореплаватели взывали к ним, как к своим покровителям, художники изображали их на многочисленных вазах, рельефах, воплощали в статуях. Самый великолепный храм был посвящен Диоскурам на римском Форуме в 5 в. до н. э. — три коринфские колонны от него сохранились и до сих пор стоят на своих местах. В Риме же находятся и две самые большие скульптурные группы, изображающие Диоскуров: одна стоит на Квиринальской площади перед дворцом президента Италии, высота статуй Диоскуров более пяти с половиной метров, а на их пьедестале высечены имена Фидия и Праксителя; в действительности же они были созданы в 4 в. н.э. и стояли в банях императора Константина Великого, а на нынешнее место поставлены папой Сикстом V. Вторая скульптурная группа установлена на Капитолии, перед площадью, на которой находится резиденция римского сената. Эти Диоскуры тоже принадлежат временам поздней Империи и были обнаружены в 16 в. в бывшем римском гетто. Авторы обеих скульптурных групп неизвестны, так же как и автор обоих «Гимнов к Диоскурам», приписываемых Гомеру.
«Кастор и Поллукс» — название ряда опер, первая из них была написана Рамо в 1737 г.