Гений, лат. — дух-охранитель человека.
По представлениям римлян, Гений сопровождал каждого человека с момента его зачатия (т. е. еще до рождения) до самой смерти. Гений разделял все его радости и печали и оберегал его судьбу. По древнейшим представлениям, Гений умирал вместе с человеком, по более поздним — жил даже после его смерти и навещал его могилу. Гений посвящался день рождения его подопечного; по этому случаю ему дарили цветы и соты меда, число которых соответствовало возрасту человека. Иногда римляне рассматривали Гений непосредственно как олицетворение личности человека, особенно его творческих способностей. Гениев имели не только люди, но и города, отдельные местности, корпорации, воинские подразделения и т. д. и даже государства. До самой Империи культ Гения имел частный характер, позже он приобрел общественный характер, особенно культ Гения обожествленного монарха.
Правда, нужно отметить, что в античном Риме под человеком подразумевался, как правило, мужчина, к тому же свободный; это отразилось и в культе Гения. Женщины считали аналогичной своей покровительницей богиню Юнону. Пережитки культа Гения сохранились и после победы христианства. Такие выражения, как «гений места», т. е. дух-охранитель определенного места, вещи, «творение его гения» и т. п. напоминают о нем до сегодняшнего дня.
Римский Гений во многом похож на христианского «ангела-хранителя» или на древнеегипетского «душевного двойника» («ка»), хотя отождествлять их нельзя. Гениев людей римляне изображали в виде юношей с покрытой головой и с рогом изобилия, Гениев мест — в виде змей, поедающих фрукты. Самое известное их изображение было найдено в доме Веттиев в Помпеях (1 в. н. э.). Примерно к этому же времени относится статуя «Гений римского народа» (Археологический национальный музей в Палермо).
В современном языке гений — высшая одаренность («Ты гений свой воспитывал в тиши» — А. С. Пушкин, «19 октября» (1825).