Хариты, греч., лат. Грации — богини прелести и красоты, дочери Зевса и океаниды Эвриномы.
Их происхождение от Зевса и Эвриномы не бесспорно, иногда их называют дочерьми Гелиоса и наяды Эглы, иногда их отцом называют Диониса, матерью — Афродиту.
Картина Сандро Боттичелли (верхняя — Джошуа Рейнольдса)
Число харит у античных авторов тоже не всегда совпадает, но чаще считается, что их было три: Аглая (Сияющая), Эвфросина (Радующая сердце) и Талия, или Фалия (Цветущая). Однако известны и другие хариты: Харита, или Аглая, была, по одной из версий, супругой Гефеста, Пасифею отдала в жены богу сна Гипносу Гера — за то, что он по ее просьбе усыпил Зевса в нужный момент.
Боги и люди любили харит, да их и нельзя было не любить, ведь они были милыми и ласковыми, пробуждали во всех сердцах радость, веселье и общительность, старались украсить жизнь людей, сделать ее более приятной и оказывали им всевозможные благодеяния. Греки и римляне сооружали Xаритам (Грациям) храмы и алтари, как и другим богиням. Одно из старейших святилищ Xарит находилось в беотийском Орхомене.
Картина Рафаэля «Три грации»
Художники изображали их в виде очаровательных танцующих девушек. Со времен эллинизма их всегда было трое (так как существуют три вида благодеяния: дать, принять, вернуть). В вазописи слишком много изображений Xарит, чтобы можно было выбрать лучшее; из фресок назовем «Три грации» из Помпей (ок. 40 н. э.); из мозаик — «Три грации» из Помпей (примерно того же времени); из статуй — эллинистические копии скульптурной группы конца 4 в. до н. э. (вероятно, из школы Праксителя), хранящиеся во многих музеях мира; из рельефов — «Гермес с xаритами» с острова Тасос (5 в. до н. э.).
Картина «Три графии», Леонид Фрешкоп.
Одна из скульптурных групп Xарит стояла перед афинским Акрополем, автором ее был Сократ — но не знаменитый философ, хотя по профессии он был скульптором и резчиком, а какой-то его тезка, тоже живший в 5 в. до н. э.
Картины и статуи Xарит в исполнении европейских мастеров всякий раз дают представление об идеалах женской красоты того или иного времени. Из многочисленных картин выделим «Три грации» Рафаэля (1500), «Три грации с Меркурием» Тинторетто (1578), несколько вариантов «Трех граций» Рубенса, из статуй — «Три грации» Пилона (1563), «Три грации» Кановы (1811) и «Хариты с Эротом» Торвальдсена (1817—1819).
У А. С. Пушкина в стихотворении «Ответ» (1830):
«Здесь нет ни ветрености милой,
Ни муз, ни Пресни, ни харит».
Фото © Оксана Олейник