Минос (Миной), греч. — сын Зевса и его возлюбленной Европы, критский царь.
Многих героев своих мифов древний мир считал историческими личностями; некоторые античные историки считали так совершенно серьезно, другие — с равнодушным скепсисом. Но что касается Миноса, то даже самые критически настроенные авторы были твердо убеждены, что он был могучим царем Крита, обитавшим в своем великолепном Кносском дворце. Если и были какие-то сомнения, то они касались только происхождения Миноса. Например, Фукидид считал его греком, Геродот же это отрицал. Согласно мифам, Минос был наполовину финикийцем, так как его мать, Европа, была дочерью сидонского царя Агенора и его супруги Телефассы. Царский скипетр Минос получил непосредственно от Зевса и регулярно встречался с Зевсом в пещере горы Дикта (где некогда родился верховный бог), чтобы посоветоваться с ним о законах. Поэтому Минос был мудрым и справедливым правителем. Будучи царем островной державы, Минос не тратил средства на строительство оборонительных сооружений, считая, что лучшей обороной для Крита послужит могучий флот. Минос создал также ряд опорных пунктов на близлежащих и отдаленных островах (а затем и на побережье Греции) и стал подлинным властелином морей. Под защитой военного флота, наводившего страх на врагов и на пиратов, Минос вел торговлю с многочисленными странами, обогатившую Крит.
Особенно тесные и дружеские связи Минос поддерживал с Афинами. Об этом свидетельствует, в числе прочего, участие его сына Андрогея в афинских играх. Но когда однажды Андрогей одержал победу на этих играх, афинский царь Эгей, фанатично болевший за своих спортсменов, из зависти убил его. Тогда Минос отправился со своим военным флотом в поход против Афин и в наказание за убийство сына заставил Эгея признать зависимость Афин от Крита. Выражалась эта зависимость в том, что каждые девять лет Афины должны были присылать на Крит семь юношей и семь девушек.
По закону возмездия молодых афинян ждала смерть. Минос отдавал их на растерзание чудовищу Минотавру, рожденному женой Миноса, Пасифаей, от священного быка. Соответственно Минотавр и выглядел: у него человеческое тело и голова быка. Жил он в огромном лабиринте, который по поручению Миноса построил знаменитый изобретатель и строитель Дедал. (О дальнейших судьбах Пасифаи, Минотавра, Дедала можно прочесть в соответствующих статьях, а также статьях «Кокал» и «Тесей».)
Конец самого Миноса был печальным: преследуя Дедала, сбежавшего от него на Сицилию, Минос вздумал нанести сицилийскому царю Кокалу дружественный визит с позиции силы (в сопровождении всего своего военно-морского флота), и там, во дворце Кокала, Дедал заживо сварил Миноса в ванне во время вечернего туалета. Придворный сицилийский врач констатировал смерть от апоплексического удара, а Кокал похоронил Миноса на Сицилии со всеми почестями, достойными такого выдающегося государственного деятеля.
Так погиб Минос, могучий и славный царь Крита, и все античные историки были убеждены в правдивости этого рассказа, включая Диодора Сицилийского, который в 1 в. до н. э. точно описал место, где якобы был погребен Минос, ссылаясь на показания очевидцев, присутствовавших при эксгумации бренных останков Миноса.
Конечно, мы могли бы сказать, что нет смысла доверять легковерным античным историкам; вполне достаточно и того, что рассказывал о Миносе Гомер и другие поэты. Однако все не так-то просто: современные исследователи продолжают всерьез интересоваться Миносом. В 1900 г. английский археолог Эванс обнаружил на холме Кефал (в 5 километрах от главного города Крита, Ираклиона) руины огромного дворца. В ходе раскопок он открыл множество комнат, лестниц, колонных залов, фресок и керамики, а также множество символов в форме бычьих рогов и изображений быков, что подтверждало существование культа быка. Эванс не обнаружил и следа от крепостных стен, зато нашлись остатки портов, о которых говорят мифы и историки. Эванс пришел к выводу, что он нашел дворец легендарного Миноса, который, по его мнению, и есть критский лабиринт. Действительно, вид дворца в плане напоминает подлинный лабиринт, а греческие надписи подтверждают, что здесь некогда находился город Кносс. Почти 30 лет продолжал Эванс раскопки Кносского дворца и буквально по камням прочел его историю. Он разделил ее на три больших периода (с 3000 до 1200 до н. э.), назвав их минойскими. Другие археологи откопали еще несколько критских дворцов, о которых упоминают греческие мифы в связи с Миносом и его преемниками. Нигде, правда, не нашли прямых доказательств исторического существования критского царя, которого звали бы Минос. Зато было извлечено на свет историческое ядро преданий, связанных с этим именем.
Исследование древнего Крита и его достопримечательностей далеко еще не закончено. В 1952 г. англичанам Вентрису и Чедвику удалось расшифровать один из трех известных видов критского письма, так называемое линейное письмо «Б». Выяснилось, что тексты написаны на древнегреческом языке и относятся к так называемому младшему минойскому периоду (примерно 1580-1200 до н.э.). В расшифровке еще одного критского письма, линейного письма «А», пока удалось достичь лишь частичных успехов. Критские же иероглифы все еще не поддаются любым попыткам дешифровать их. Они относятся к 20 в. до н. э., т. е. на полтысячи лет старше эпохи правления Миноса, если верить греческим мифам.