Навсикая (Навзикая), греч. — дочь царя феаков Алкиноя и его супруги Ареты.
Навсикая была прекрасна, как богиня, благородна, как настоящая принцесса, и проста, как девушка из народа. Она позаботилась об Одиссее, потерпевшем кораблекрушение и оказавшемся поблизости от устья реки, где Навсикая стирала белье вместе со своими подругами и служанками. Одев и накормив Одиссея, Навсикая привела его во дворец своего отца. Алкиной устроил торжественный пир в честь гостя, а когда убедился, что перед ним один из героев троянской войны, щедро одарил его и снарядил корабль, который доставил Одиссея на родину.
В некоторых произведениях послегомеровской поэзии рассказывается, что Навсикая вышла за сына Одиссея, Телемаха, и отправилась с ним на Итаку, где жила все в той же простоте и скромности.
Благородную простоту принцессы, которая стирает белье и играет в мяч со своими служанками, из поэтов нового времени первым оценил Гёте, сделавший ее героиней своей неоконченной драмы «Навсикая» (1787). Аристократическому обществу былых столетий образ Навсикаи, нарисованный Гомером, казался «слишком вульгарным». Но сегодня, пожалуй, любой читатель готов подписаться под словами Шлимана, археолога, открывшего мир героев Гомера: «Навсикая — образ «Одиссеи», сильнее всего притягивавший и трогавший меня».
По сообщениям античных авторов, Софокл написал пьесу «Навсикая» и сам играл в ней заглавную роль. Одноименные пьесы написали также Эвбул и Пакувий. Встреча Одиссея с Навсикаей стала благодарной темой для художников старого и нового времени. Павсаний говорит, что в числе прочих ее изобразил и Полигнот. Из произведений европейского искусства следует отметить картины «Одиссей и Навсикая» Ластмана (1619), Розы (сер. 17 в., Санкт-Петербург, Эрмитаж), В. Серова (1910, Москва, Третьяковская галерея).
На иллюстрациях: картины «Одиссей и Навсикая», Мишель Десюбле и Уильям Пэкстон.