Пигмалион, греч. — имя двух царей, одного — на Кипре, второго — в финикийском Тире.
Под влиянием ’’Метаморфоз” Овидия кипрский Пигмалион запомнился нам не как царь, а как скульптор. Глядя на распутство кипрских женщин, Пигмалион решил никогда не жениться и жил уединенно, посвятив себя искусству. Тем не менее он мечтал об идеальной женщине и в соответствии со своими представлениями создал ее из слоновой кости. Ни одна из живых женщин не могла сравниться с ней. В своем одиночестве Пигмалион влюбился в нее, он приносил статуе дары, украшал ее драгоценностями и одевал ее, как живую. Однажды, в праздник богини Афродиты, Пигмалион принес богатую жертву на алтарь ее храма и высказал робкую просьбу: если возможно, сделать прекрасную статую его супругой. Нет ничего не возможного для богини красоты и любви (разумеется, если это в пределах ее компетенции), и Афродита доказала это: когда Пигмалион вернулся домой, статуя ожила. В браке Пигмалиона и Галатеи (так назвал Пигмалион свою супругу) родилась дочь по имени Пафос. По одной из версий, город Пафос на юго-западном побережье Кипра (он существует и сейчас) был назван в ее честь.
Согласно греческой версии, гораздо более древней (хотя нам она известна только из мифологической ’’Библиотеки” 2 в. н.э., приписываемой Аполлодору), Пигмалион был сыном египетского царя Бела и братом Эгипта и Даная. Пигмалион правил на Кипре, на берег которого вышла Афродита после своего рождения из морской пены, и был ее страстным почитателем. Он даже хотел жениться на ней, но вместо этого Афродита оживила для него свою статую. Так появилась на свет его супруга Галатея, родившая ему сына по имени Пафос и дочь Метарму. Пафос, унаследовавший кипрский трон от Пигмалиона, стал отцом царя Кинира, который заложил город Пафос и возвел в нем великолепный храм в честь Афродиты.
Другой Пигмалион, царь Тира, коварно убил мужа своей сестры Дидоны, Сихея, чтобы завладеть его богатствами. Это вынудило Дидону бежать из Финикии. После долгих странствий она поселилась далеко на западе, на северном побережье Африки, и основала там город Карфаген.
Скорее всего, легенда о кипрском Пигмалионе родилась не в Греции, а в Финикии (так же как легенда о его тезке из Тира). То же можно сказать и о его потомках, в частности о Кинире, его дочери Мирре и Адонисе. Однако храм Афродиты в Пафосе упоминает уже Гомер. Вплоть до христианских времен город Пафос был знаменит как один из центров культа Афродиты. На месте Старого Пафоса сегодня находится деревушка Куклия. Новый Пафос, по преданию, заложенный аркадским царем Агапенором, возвращавшимся с троянской войны, существует на Кипре до сих пор.
История кипрского Пигмалиона, рассказанная Овидием, почему-то заинтересовала не так скульпторов (если не считать Фальконе, 1763), как композиторов. Сценическую мелодраму ”Пигмалион” создал Руссо и чешский композитор Бенда (премьера в 1779), оперу ”Пигмалион” — Керубини (1809), кантату ”Пигмалион” — Кунц (1871); большой популярностью пользовалась оперетта Зуппе ’’Прекрасная Галатея” (1865).
В известной комедии ”Пигмалион” (1913) Шоу воскресил древнюю легенду в новом контексте. В поэме Врхлицкого ”Пигмалион” (1899) Афродита, вопреки античной традиции, не оживляет статую, и Пигмалион сходит с ума. Последняя латинская поэма ”Пигмалион” была написана в 1957 г. Йозефом Эберле по случаю авиньонского конгресса ”3а живую латынь”.