Посейдон был одним из трех самых могучих греческих богов: он правил огромным морским царством так же единовластно, как его старший брат Гадес (Аид) — подземным царством, а его младший брат Зевс на небе и на земле. Все морские божества были подвластны ему, он был властелином всех морских животных, и все события в море и на море происходили по его воле. Своим трезубцем Посейдон мог ’’взбуровить море и бурю воздвигнуть”, но мог и укротить самые яростные волны. Посейдона называли также ’’колебателем земли”, так как ударом трезубца в землю он вызывал землетрясение. Характер у него был яростный и непостоянный, подобный стихии, которой он повелевал. Поэтому неудивительно, что его больше всех боялись и соответственно почитали мореходы и жители прибрежных стран всего греческого мира.
Власть над морской стихией досталась Посейдону по происхождению и по жребию. Подобно всем детям Крона, Посейдон был проглочен отцом сразу после рождения и продолжал жить в его утробе, пока всех их не освободил младший сын Крона, Зевс (см.). После победы над Кроном, Зевс договорился с Аидом и Посейдоном поделить власть над миром с помощью жребия — и Посейдону досталось море. Поэтому в спорах Посейдон постоянно подчеркивал, что он равен Зевсу в правах, а если и подчинялся ему, то по своей доброй воле, но не как подданный.
В своем царстве Посейдон был суверенным властелином, но в спорах с другими богами он добивался своего далеко не всегда. Так, он безуспешно оспаривал у Афины власть над Аттикой, у Гелиоса — Коринф, у Диониса—Наксос, у Аполлона — Дельфы, у Геры— Аргос, у Зевса — Эгину. Во всех этих спорах богам удавал заставить его уступить.
Супругой Посейдона была Амфитрита, дочь морского бога Нерея, а любимым сыном морской бог Тритон. Вообще же у Посейдона было множество потомков, причем далеко не все из них родились в союзе с его законной супругой, но в мифах это не редкость. Так, нимфа Фооса родила ему одноглазого киклопа Полифема, океанида Ливия (Либия) — сидонского царя Агенора, нимфа Наида — морского бога Протея, богиня земли Гея — великана Антея и т. д. Многие из потомков Посейдона унаследовали буйный характер своего отца (особенно Алоады, гигант Сарпедон, Амик или тот же Полифем). Сыном Посейдона был и Тесей, рожденный Эфрой, супругой афинского царя Эгея.
Греки почитали Посейдона с древнейших времен. Его имя встречается уже на табличках кри- то-микенского письма ”Б” (14 — 13 вв. до н. э.). Особо почитали его моряки и всадники. Из животных ему были посвящены дельфин, конь и бык, из деревьев — сосна. Его именем назвали ряд приморских городов, каждые два года в его честь проводились Истмийские игры, по своему значению уступавшие лишь Олимпийским и Дельфийским (Пифийским) играм. Великолепные храмы, посвященные Посейдону, были сооружены, в частности, на Истме у Коринфа, в малоазийской Приене, на острове Порос и в Аттике на мысе Суний. (Однако, как показывают новейшие исследования, самый большой и лучше всех сохранившийся греческий храм к западу от Афин — в древней Посейдонии (нынешний Пестум) — был посвящен не Посейдону, а богине Гере.) Римляне переняли Посейдона от греков практически без изменений и примерно в 5 в. до н. э. отождествили его со своим богом Нептуном.
В новое время Посейдон (как правило, под именем Нептуна) стал излюбленной декоративной фигурой фонтанов. Самые знаменитые из них: ’’Фонтан Нептуна” Амманати (1563—1575) во Флоренции, одноименный фонтан работы Монторсоли в Мессине (1557) и работы Джамболоньи в Болонье (1566), ’’Нептун” Арнольди в Петродворце под Санкт-Петербургом (1716) и ’’Триумф Нептуна и Амфитриты” Л. С. и Н. С. Адамов в парке в Версале (1740).
Картин с Нептуном в галереях и собраниях мира очень много, в первую очередь следует отметить работы Гарофало, Ма- бюса, Веронезе. Рубенса и Буше, в Чехии— картину ’’Нептун с наядами” Посейдон (Нептун) — сын Кроноса и Реи, бог моря. да Кортона (сер. 17 в.. Моравская галерея в Брно) и фреску ” Посейдон, бог моря, плывущий на раковине” Бьянко (1625 — 1630, Вальдштейнский дворец в Праге). Хотя мою страну никак не назовешь приморской, бог моря древних греков и римлян поселился здесь во многих барочных дворцах и парках. Однако лучшие его статуи работы Джамболоньи (1560) и А. де Фриза (1626) были увезены в Швецию во время Тридцатилетней войны 1618— 1648 гг.