В современной литературе образ дуллахана, ирландского легендарного существа, обычно бывает сведён к всаднику без головы на чёрной лошади. Он настигает путников среди ночи, держа под мышкой или в правой руке свою голову, глаза которой сияют как лампы. В другой руке у него хлыст, представляющий собой человеческий позвоночник. Встретить его — это предвестие скорой смерти. Иногда дуллахан считается разновидностью Повозки смерти, то есть уже не всадника, а экипажа с несколькими лошадьми, которые настигают путников, что предвещают, в общем, то же самое. Дуллахана рассматривают и как мужскую разновидность ирландской банши, хотя в последнем случае стоит оговориться, что дуллахан не является предвестником смерти членов определённых семейств, как это делает ирландская плакальщица банши.
Ирландский собиратель фольклора Томас Крофтон Крокер, когда пытался понять, что же такое дуллахан, заметил, что под этим названием имеют в виду разновидность гоблина. Конечно, не того образа гоблина, навязанного популярной культурой. Фольклорный образ, который подразумевался под этим словом, часто не имел определённого облика. Это некий «страх», ужас, который может встретиться в почти любом виде. Слово Dullahan или как его ещё называют Durrachan, Крокер выводил из ирландского durr, dorr — «ярость», или Durrach — «злобный, яростный», что намекало на злобную природу этого существа. Правда, не все истории про встречу с дуллаханом заканчиваются печально для людей.
При всех отличиях в историях про дуллахана у него есть, правда, одна совершенно определённая черта. Это существо человекообразное, а его голова живёт своей, самостоятельной жизнью. Дуллахан не всегда мужчина. В одной из ирландских историй мужчина встречает на дороге девушку и предлагает её подвезти в повозке. Вскоре, воспылав к ней страстью и вознамерившись поцеловать, а затем погнавшись за ней и догнав на кладбище, он внезапно обнаруживает, что сделать этого не получится за неимением у неё головы. На кладбище перепуганный герой рассказа становится свидетелем самого странного хоровода дуллаханов, который только можно себе представить. Он видит старое колесо для пыток с насаженными на него черепами, а безголовые обладатели этих черепов, крутят его и танцуют под музыку, которая доносится невесть откуда, и поют песню, а потом насмехаются над героем и даже предлагают ему с ними выпить.
Вообще, шутки достаточно характерны для дуллаханов. В истории «Всадник без головы», рассказывающей как герой, ехав с ярмарки, где купил лошадь, не боится пуститься наперегонки с догнавшей его повозкой, запряжённой лошадью без головы (хотя голова «скачет» рядом) и человеком, чья голова, похожая на кусок заплесневевшего сыра, зажата у него под правой рукой, постоянно слышны язвительные комментарии последней по поводу нашего героя. После скачек, во время которых герой не испугался ни рытвин, ни каменных стен на своём пути, всадник не только отпускает героя с миром, а и вознаграждает того за смелость.
Другие встречи с дуллаханами заканчиваются не настолько хорошо. Даже смотреть на дуллахана может оказаться опасным. Даже взгляд украдкой может закончиться тем, что дуллахан выльет в лицо посмотревшему таз с кровью или ударит своим хлыстом по лицу, после чего человек ослепнет на один глаз. Также считается, что дуллахан боится золота, и если бросить перед ним на дорогу золотую монету, он исчезнет.
В этом образе явно видны и черты классических историй про призраков и проклятых людей, которые вынуждены блуждать после своей смерти, воспроизводя те действия, которыми были одержимы при жизни. Кроме того, в истории «Всадник без головы» есть явная охотничья подоплёка, что заставляет вспомнить и о мотивах, сопровождающих Дикий гон, тем более, что люди без головы иногда, как считалось, появляются в подобных шествиях.