Эхо, греч. — горная нимфа (ореада) из дружины богини Артемиды, превратившаяся в эхо.
ЭХО была нимфа разговорчивая, и это навлекло на нее беду (такое, впрочем, случается и с немифическими личностями). Кроме того, ЭХО была преданной подругой, и это тоже бывает чревато опасностями — недаром скептики утверждают, что ни одно благодеяние не остается безнаказанным. Дело в том, что Зевс любил навещать ее подружек, а когда ревнивая Гера пыталась застать супруга врасплох, «ЭХО ее отвлекала предлинною речью» — и нимфы успевали скрыться. Разгадав эту уловку, Гера лишила ЭХО дара самостоятельной речи: она могла лишь повторять слова, произнесенные другими. Это наказание, уже само по себе суровое, для ЭХО оказалось роковым. Влюбившись в прекрасного юношу Нарцисса, она хотела признаться ему в любви, но не могла. Страдая от неразделенной любви, несчастная нимфа растаяла, иссохла, и от нее остался лишь голос, который и сегодня раздается отзвуком в горах.
Имя отзывчивой нимфы в наши дни ожило в названиях различных сигнализационных, акустических и диагностических систем (например, эхолот, эхоэнцефалография) и даже в имени, присвоенном одному из спутников связи.
Рассказ об ЭХО и о ее безответной любви к Нарциссу содержится в третьей книге «Метаморфоз» Овидия. Под его влиянием Пуссен написал в 1650 г. известную картину «Эхо и Нарцисс», Уоттс — одноименную картину в 1845 г., Кабанель — картину «Нимфа Эхо» В 1874 г. у Овидия позаимствовал сюжет Кальдерон для своей драмы «Эхо и Нарцисс» (1681), а также Глюк — для последней из своих опер. Пушкин посвятил Эхо свои стихотворения «Рифма» («Эхо, бессонная нимфа…», 1830) и «Эхо» («Ревет ли зверь в лесу глухом…», 1831).