Кефал, греч., лат. Цефал — сын Гермеса и Герсы, дочери первого афинского царя Кекропа, жрицы Афины.
Кефал был прекрасен как бог, и столь же прекрасна была его жена Прокрида, дочь афинского царя Эрехфея. Кроме Прокриды Кефал любил лишь охоту; власть его не привлекала, посторонние женщины тоже, земными благами он был наделен в избытке и потому жил счастливо и мирно. Но на его беду в него влюбилась богиня утренней зари Эос и унесла его на край света. Несмотря на все ее посулы и соблазны, Кефал сохранил верность Прокриде и молил богиню лишь об одном: отпустить его домой. В конце концов Эос удовлетворила его просьбу, но навела его на мысль проверить, так ли верна ему Прокрида. Зная женщин и их характер, Эос была уверена, что Кефала ждет горькое разочарование — и в этом была ее месть. Кефал согласился принять чужой облик и поспешил к любимой жене.
Сначала все шло именно так, как он надеялся. Прокрида отвергала его ухаживанья, говоря, что она замужем и верна своему супругу. Когда Кефал пытался убедить Прокриду, что ее муж давно погиб, она отвечала, что будет верна и мертвому. Но потом Кефал разложил перед ней великолепные украшения, и Прокрида заколебалась. Когда же она отбросила колебания, Эос вернула Кефалу его подлинный облик, и Прокрида, устыдившись, сбежала в горы.
Долго не мог Кефал прийти в себя от разочарования, но влечение к Прокриде взяло верх, и он отправился искать ее. Свою бывшую супругу он нашел в охотничьей дружине Артемиды, и та охотно вернула Прокриду своему давнему почитателю. Богиня даже позволила Прокриде вручить мужу дары, полученные от нее при вступлении в дружину: волшебное копье, не знавшее промаха, и охотничьего пса Лайлапа (Лелапа), от которого не могла уйти никакая дичь.
Картина: Гретри Андре-Эрнест-Модест «Кефал и Прокрида» (или «Цефал и Прокрис»)
Однако с возвращением Прокриды не вернулось счастье в дом Кефала. Какой-то пастух донес Прокриде, что слышал, как ее муж в лесу звал какую-то Нефелу. Доносчик явно был слаб в мифологии и не имел представления о поэтической метафоре. Дело в том, что Нефела была богиней облаков, и когда Кефал произносил ее имя, то подразумевал облако, в тени которого он хотел отдохнуть после охоты. На другое же утро Прокрида отправилась в лес и спряталась в кустах рядом с поляной, где имел обыкновение отдыхать Кефал. Услышав его голос: «О, ласковая Нефела, приди освежить меня…», Прокрида сообразила, что Кефал встречается здесь с богиней, не удержалась и зарыдала. Кефал вскочил и, решив, что в кустах скрывается какой-то зверь, метнул свое копье, не знающее промаха. Рана оказалась смертельной, и Кефал успел оказать Прокриде лишь одно благодеяние: он развеял ее подозрения, и Прокрида скончалась на руках у мужа с улыбкой на устах.
Подобно каждому, убившему человека, Кефал вынужден был покинуть родной город. Он нашел приют в Фивах и помог фиванцам избавиться от бешеной тевмесской лисы, которой они должны были ежемесячно жертвовать одного мальчика. Затем Кефал отправился с царем Амфитрионом в поход на его врага Тафия. После победы в войне Кефал получил от Амфитриона остров у западного побережья Пелопоннеса, которому дал имя Кефаления.
История Кефала и Прокриды в наиболее цельном виде известна нам из «Метаморфоз» Овидия. Греческие авторы упоминают ее лишь вскользь, однако о ее древности и широком распространении свидетельствуют несколько ваз 5 в. до н. э. с изображением сцен из этого мифа.
Картина: Смерть Прокриды. Деталь. ок.1500 г. Пьеро ди Козимо. Масло. Национальная галерея, Лондон.
Из работ европейских мастеров наиболее известны картины «Смерть Прокриды» Козимо (ок. 1500), «Кефал и Эос» Пуссена (ок. 1634), «Афродита примиряет Кефала и Прокриду» Лоррена и последняя, незаконченная картина Рубенса на тот же сюжет. В начале 17 в. его обработал в виде бурлеска (жанр комической, шуточной поэзии) Кальдерон, в виде драмы — Ланге. Мелодраму «Цефал и Аврора» написал чешский композитор Бенда, примерно в то же время создал оперу «Кефал и Прокрида» Гретри, и в 1933—1934 одноименную оперу — Крженек.
Этот «романс в духе менестрелей» заинтересовал не только художников, но и историков. Они видят в нем элементы, подтверждающие давние контакты между Афинами и некоторыми островами у западного побережья Греции.