Мидас, греч. — фригийский царь, сын царя Гордия и богини Кибелы.
Мидас был страстным поклонником бога вина Диониса, не раз сидел с ним за одним столом и знал всех его спутников. Когда однажды крестьяне привели ему какого-то пьяненького старичка, Мидас узнал в нем воспитателя Диониса, Силена. Мидас радушно принял его и после десятидневного веселого застолья лично привел Силена к Дионису. Обрадованный бог вызвался исполнить любое его желание. Тогда Мидас пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Дионис выразил сожаление, что ничего лучшего ему не пришло в голову, но слово сдержал.
Вначале Мидас был вне себя от восторга. Он отломил от дуба веточку, и она превратилась в золото, поднял с земли камень, и он превратился в золото, сорвал с дерева яблоко, и оно стало золотым, не хуже яблока из садов Гесперид. Но когда Мидас сел за стол и взял кусок хлеба, съесть его не удалось, так как он тут же превратился в золото. Золото заскрипело у Мидас на зубах, когда он положил в рот кусок мяса, в золото превратилось вино, когда он захотел выпить глоток. В отчаянии Мидас обратился к Дионису, моля избавить его от этого проклятия. А так как боги милосердны, если люди признают свою вину и просят о милости, Дионис удовлетворил его просьбу. Он велел Мидасу прийти к реке Пактол и искупаться в ней, чтобы смыть с себя вину за неразумное пожелание. Мидас с радостью послушался — и от его злоключений с золотом осталось лишь предание да золотой песок в речке, которая сегодня называется Гедир.
Познав суетность богатства, Мидас утратил интерес к своим обязанностям правителя и предался скитаниям по лесам и полям. Он полюбил одиночество и простоту; но и здесь он перегнул палку. Однажды, гуляя на горе Тмол, он стал непрошеным свидетелем музыкального состязания между богом пастухов Паном и Аполлоном. Игра Пана на пастушьей свирели не шла ни в какое сравнение с божественными звуками золотой лиры Аполлона, и бог горы Тмол, судивший это состязание, по праву присудил первенство Аполлону. Но тут Мидас, мнения которого никто не спрашивал, поднял крик, протестуя против этого решения: мол, простая пастушеская песня была куда лучше. О вкусах вообще-то можно спорить, но только не с богами. Разгневанный Аполлон набросился на Мидас и так потянул его за уши, что они у него стали длинные, как у осла.
Мидас тщательно прятал свои уши под длинными волосами, но слуга, который время от времени стриг царя, обнаружил эту его тайну. Выдавать ее было опасно, но и хранить невыносимо, поэтому слуга ушел далеко за город, вырыл в земле яму и прошептал в нее: «У царя Мидаса ослиные уши». Однако выданную однажды тайну не скроет даже земля: над засыпанной ямой вырос тростник, при первом же ветерке тростник прошелестел посеянные в землю слова, и они разнеслись по всему свету.
Предания о Мидасе звучат настолько сказочно, что многие столетия в нем видели всего лишь мифический персонаж. А между тем еще «отец истории» Геродот, а за ним и ряд других историков упоминали о Мидасе как о реально существовавшем правителе. И вот в прошлом столетии была найдена надпись ассирийского царя Саргона И, относящаяся к 717 — 715 гг. до н. э., в которой царь Мидас из фригийского Гордиона (в ассирийской транскрипции Мида) предстает бесспорно исторической личностью. Во Фригии сохранилась скальная гробница с богата украшенным фасадом, которую традиционно называют «могилой Мидаса» (к востоку от нынешнего города Кютахья). Археологи нашли и Гордион, столицу царя Миды. Итак, Мидас из Гордиона действительно существовал. Тогда чем объяснить, что он стал героем сказочных преданий? История с золотом, скорее всего, отражает богатство этого царя; блеск золота издавна возбуждал человеческую фантазию. Но сегодня найдено объяснение и рассказу об ослиных ушах Мидаса. В развалинах Гордиона нашлись монеты с именем и изображением Мидаса: вместо короны на голове у него шапка из кожи с ослиной головы вместе с ушами. Таким образом, у него действительно были ослиные уши, правда, не на голове, а на шапке; правил Мидас в конце 8 в. до н. э. Его матерью явно была не богиня Кибела (просто в давние времена монархи любили подчищать свою родословную), но отцом вполне мог быть Гордий, который, по-видимому, тоже реально существовал.
Легенды о Мидасе передаются, как правило, как два отдельных, независимых рассказа. Первая из них относится к числу древних мифологических притч о «проклятии золота», вторая — к самым распространенным сказочным сюжетам в мире. Немецкий исследователь Леман-Ницше насчитал в общей сложности двадцать восемь «национальных версий» этого сюжета (греческую, римскую, но также и армянскую, сербскую, ирландскую, марокканскую, персидскую, монгольскую, индийскую и др.), причем он принимал в расчет только фольклорные варианты. Это значит, что сюда не вошли авторские обработки этого сюжета, такие, например, как широко известная в Чехии поэма Гавличека-Боровского «Король Лавра» (1870) или пьеса Врхлицкого «Мидасовы уши» (1890).
Овидий использовал историю Мидаса в своих «Метаморфозах». Древнейшие изображения Мидаса на вазах относятся к концу 7 в. до н. э. Из европейских мастеров следует прежде всего упомянуть Скьявоне («Мидасов суд», середина 16 в.) и Пуссена («Мидас и Вакх», ок. 1630). Оперу «Царь Мидас» написал в 1931 г. Кемпф.
«Мидас и Медуза: самый короткий роман»
Стали нарицательными выражения с именем Мидаса: «брадобрей Мидаса» (не умеющий хранить тайны), «мидасов суд» (суд невежды), «мидасовы уши» (о глупости или о невежестве, которые нельзя скрыть).
«Намеряся писать Мидасов суд
Хотел с тебя списать я уши для Мидаса»
— И. А. Крылов;
С. Цвейг: «…как царь Мидас, он захлебнулся собственным золотом» («Открытие Эльдорадо») — здесь образ Мидаса, погибающего от волшебного дара превращать все в золото.
Робот-боксер Мидас из фильма «Живая сталь» (Real Steel) 2011 года.