Нике, Нйка, греч., лат. Виктория — дочь титана Палланта и его супруги, океаниды Стикс; богиня победы.
Как персонификация победы Нике пользовалась большим уважением богов и людей все равно искали ее благосклонности. Свою мощь она доказала еще в те времена, когда Зевс боролся с Кроном за власть над миром; вместе со своим дедом Океаном и матерью Стикс Нике встала на сторону Зевса и содействовала его победе. Став царем богов, Зевс призвал Нике на Олимп и сделал ее своей неразлучной спутницей. Однако Нике оказывала помощь не только Зевсу, но и другим богам, а также людям. Она даровала им победу в вооруженных боях, в артистических и спортивных состязаниях.
Иногда в мифах имя Нике встречается и как атрибут некоторых богов и богинь, особенно Афины. Объясняется это тем, что греческое слово ’’нике”, точно так же как римское слово ’’виктория”, означает ’’победа”.
Греки, а вслед за ними римляне изображали Нике в виде прекрасной женщины, как правило — крылатой, с венцом победы или с пальмовым листом (’’пальмой первенства”). Однако в Афинах Нике чаще изображали без крыльев, а в Спарте — даже связанной (чтобы она от них не сбежала). Нике хорошо нам знакома по многочисленным изображениям на вазах, по рельефам и статуям. Две из этих статуй всемирно известны, хотя от них сохранились лишь торсы: ’’Ника Олимпийская”, оригинал работы Пеония, ок. 420 г. до н. э., обнаруженный при раскопках в Олимпии в 1875 г., и ’Ника Самофракийская”, вероятно, оригинал Пифокрита начала 2 в. до н. э., найденный в 1863 г. в так называемом святилище Великих богов на острове Самофракия. Близка к ним по художественной ценности так называемая ’’Виктория из Брешии”, римская копия эллинистической статуи, найденная в 1826 г. Из современных статуй назовем две: ”Нике” на памятнике героям в Варшаве (1964) и, пожалуй, ’’Золотую Нику”, за обладание которой сражались футболисты на первенствах мира (пока в 1970 г. ее не получили навечно бразильцы).
Храм Нике Аптерос на Акрополе был сооружен в 427—424 гг. до н. э. (из пентельс- кого мрамора, в ионическом стиле) под руководством архитектора Калликрата. В 1686 г. турки снесли его, чтобы расчистить место для артиллерийских позиций; в 1835—1837 гг. его удалось восстановить, так как руины храма не были убраны. Несмотря на небольшие размеры, храм относится к числу прекраснейших сооружений времен классической Греции.