Пйфия, греч. — жрица в Дельфийском храме Аполлона, возвещавшая пророчества.
Пифия— не индивидуальное, личное имя, а обобщенное название жриц, посредством которых Аполлон возвещал волю Зевса людям, обратившимся за прорицанием и принесшим соответствующую жертву. Пйфии, известные нам как из мифов, так и из истории, были женщинами пожилого возраста, восседавшими на треножнике над расселиной в скале, из которой поднимались ядовитые испарения. Одурманенная Пйфия издавала в состоянии экстаза бессвязные возгласы, которые записывались и обрабатывались жрецами. Таким образом, смысл воли Зевса, сообщенной Аполлоном и переданной устами Пйфии, в конечном счете зависел от дельфийских жрецов. Поскольку никто не сомневался в божественном происхождении ответов на вопросы, заданные просителями, к ним относились с большим уважением, а ответы на официальные запросы правителей или правительств имели и политическое значение. Как ни странно, эти ответы нередко бывали толковыми, так как жрецы формулировали их со знанием дела, с использованием информации, полученной от паломников, стекавшихся в Дельфы изо всех греческих и соседствующих государств. Необходимо также отметить, что с помощью «божественных ответов” жрецы часто влияли на политику греческих государств в желательном направлении, учитывая интересы всегреческого взаимопонимания и сотрудничества. Если же ситуация была неясной, жрецы формулировали ответы туманно, двусмысленно. Недаром и сегодня о любителях туманных изречений говорят: ”Он высказывается как Пйфия”.
В мифах речь всегда идет лишь об одной Пйфии.В архаическую и классическую эпоху, в связи с большим спросом на прорицания, в Дельфах одновременно работали две-три Пйфии. В эпоху эллинизма, когда политическое значение пророчеств ослабло и за ними обращались только частные лица, Дельфийское прорицалтце обходилось одной Пйфией. Последнее сообщение о ней относится к временам императора Юлиана Отступника (360— 363 н. э.), т. е. почти через полстолетия после официального признания христианства в Римской империи: последняя Пифия была нищей старухой, жившей в развалинах храма Аполлона.
Хотя в греческом мире и его окрестностях было много прорицалшц (оракулов), Дельфийский оракул был наиболее известным и, как утверждают, наиболее надежным. К нему обращались за советом мифические герои, в том числе Геракл и Эдип, его запрашивали правители всех греческих государств (например, Солон и Александр Македонский), на его прорицания ссылались Ифит, возобновивший Олимпийские игры, полководец Фемистокл, философ Сократ; к помощи Дельфийского оракула обращались и чужеземные монархи. Мифические герои обычно истолковывали слова Пйфий верно, обыкновенным смертным это удавалось далеко не всегда. Пожалуй, наиболее известна ошибочная интерпретация ответа, полученного лидийским царем Крезом. Крез планировал войну с персами, обратился в Дельфы за прогнозом и получил ответ: ’’Если Крез перейдет через реку Га- лис, он разрушит великое царство”. Преисполненный уверенности царь начал войну, и слова Пйфий сбылись: Крез потерпел поражение от персидского царя Кира и этим разрушил собственное царство.
Имя Пйфия происходит от древнего названия Дельф — Пифо, которое мифы связывают с именем дракона Пифона (см. следующую статью). Кстати, в ходе археологических исследований Дельфийского оракула, которые ведутся с 1838 г. (с перерывами), до сих пор не найдена расселина в скале, над которой сидела вещая Пйфия.