Сибилла (Сивилла) — пророчица Апол­лона или вообще пророчица

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Сибилла (Сивилла) — пророчица Апол­лона или вообще пророчица (обычно — старуха).

Сибилла  — не столько собственное имя, сколь­ко обобщенное наименование; из произве­дений античных авторов мы знаем целый ряд таких прорицательниц. Платон гово­рит лишь об одной Сибилле, Аристотель — о не­скольких, Варрон — о десяти. По словам Евстафия Солунского, первая Сибилла, давшая свое имя последующим, была дочерью ца­ря Дардана и нимфы Несо. Плутарх счита­ет, что первая Сибилла  пророчила в Дельфах, она была дочерью Зевса и наяды Ламии, звали ее Либисса, т. е. «ливийка», «ливийская» по-латыни. Вообще же Сибиллы имели свои лич­ные имена, но в основном их различали по святилищам, в которых они занимались своим ремеслом (например, Сибилла  Кумекая, Эрифрейская, Ливийская, Троянская, Дельфийская). В римских преданиях и мифах Сибиллы играли большую роль, чем в греческих.

оракул сибилла

Пожалуй, самой знаменитой из них была Сибилла  Кумекая (или Куманская), которая роди­лась в малоазийском городе Эрифры и по­сле долгих странствий обосновалась в ио­нийском поселении Киме в Италии, буду­щих римских Кумах. Как рассказывает Вер­гилий, Эней обратился к Сибилле Кумской Деифобе с просьбой узнать у богов, где ему заложить город в Италии, а также помочь ему встретиться с отцом Анхисом в загроб­ном царстве — и Сибилла  помогла ему советами. Кумекая Сибилла  Герофила написала на паль­мовых листьях девять пророческих книг. Согласно римской традиции, они оказались в Риме во времена Тарквиния Гордого, т. е. в конце 6 в. до и. э., но, скорее всего, они возникли несколько столетий спустя.Сибилла  предложила их царю, но назвала такую несуразную цену, что Тарквиний посмеялся над ней. Тогда она бросила три книги в огонь и запросила такую же цену за оста­вшиеся шесть. Когда царь снова отказался, она сожгла еще три книги — и у него пропала охота смеяться. Тарквиний запла­тил за последние три книги столько, сколь­ко Сибилла  запрашивала за девять, и поместил их на сохранение в храм Юпитера на Капито­лии. Каким бы ни было их происхождение, впоследствии они были действительно най­дены в храме Юпитера и оставались в нем до пожара 83 г. до н. э., после которого от них остались лишь фрагменты. Затем они были восстановлены на основании различ­ных источников, и Август перенес их в но­вый храм Аполлона на Палатине. За их сохранностью наблюдала жреческая колле­гия, состоявшая из двух, а затем из десяти жрецов; эта же коллегия давала официаль­ные истолкования смысла туманных проро­честв Сибиллы. Однако римский сенат, а позже императоры обращались к ним лишь в ис­ключительных случаях. О гибели «Сивиллиных книг» мы информированы лучше, чем об их возникновении и появлении в Ри­ме: около 400 г. н. э. их уничтожил вандал Стилихон, полководец императора Гонория. (Несмотря на свое вандальское — по крови — происхождение, Стилихон был об­разованным, энергичным и дальновидным государственным деятелем, который при недалеком Гонории фактически держал су­дьбу всей Империи в своих руках. В 408 г. Стилихон был казнен по ложному обвине­нию в сговоре с королем вестготов Аларихом. Смерть Стилихона развязала Алариху руки, и в 410 г. он разграбил Рим. Этот сокрушительный удар судьбы произвел не­изгладимое впечатление на современников. Мы далеки от мысли видеть в гибели Сти­лихона кару богов за уничтожение «Сивиллиных книг», однако многие современники, по словам историка Зосима, видели в паде­нии Рима результат отступничества от ста­рой религии.)

сибилла кумекая

Почти все знаменитые Сибиллы (Ливийская, Кумекая, Эритрейская и Дельфийская) на­ходятся на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане и оттуда наблюдают за выбора­ми пап, которые по традиции проходят в этой капелле; рядом с ними изображены библейские пророки. Эти фрески написал Микеланджело в 1508 — 1512 гг. В 1515 г. Рафаэль украсил римский храм Санта-Мария делла Паче фресками с изображениями Сибиллы (Кумской, Персидской, Фригийской и Тибуртинской) в компании ангелов. Од­нако первым художником, поместившим языческую Сибиллу  на стену христианского хра­ма, был Пинтуриккьо (1509, римский храм Санта-Мария дель Пополо). Это может по­казаться странным, но дело в том, что цер­ковь издавна использовала пророчества Сибилл, подобранные соответствующим образом, для пропаганды своего учения и даже нахо­дила в них созвучия с библейскими проро­чествами о приходе Мессии (Спасителя).

Сивиллы Художник Рафаэль Санти

В картинных галереях и музеях находятся также многочисленные картины с изобра­женными на них Сибилл. В числе их авторов: Тинторетто, Доменикино, Рембрандт, Тер­нер, Бёрн-Джонс. Из статуй упомянем одну из старейших: мраморную «Сибиллу» Дж. Пизано (1297 — 1301).

Сибилла  фигурирует в «Старинных чешских сказаниях» Ирасека (1894). И в заключение любопытный факт: в 1932 г. археологи об­наружили в Кумах (под Неаполем) почти стометровый проход в скале, ведущий в подземную пещеру, напоминающую опи­сание Вергилия в шестой книге «Энеиды»: «В склоне Эвбейской горы зияет пещера, в нее же / Сто проходов ведут, и из ста вылетают отверстий,/На сто звуча голосов, ответы вещей Сивиллы».

Иносказательно «Сивиллины книги» — пророчества: «Я книг сивиллиных читаю письмена…/Сквозь бездну ночи/Я будущие вижу времена…» — А. Мицкевич, «Дзяды».

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Поделиться с друзьями!

5 1 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
яндекс.ћетрика