Сисиф (Сизиф), греч. — сын Эола, праотца эолийцев, и его супруги Энареты, основатель и первый царь Коринфа, хитрейший из людей.
Биография Сизифа изобилует всевозможными плутовскими проделками, в частности, он был мастер соблазнять легковерных царских дочерей; но это не так уж оригинально, поэтому в памяти людей прежде всего запечатлелись уловки, к которым прибегал Сизиф, чтобы избежать смерти. Нет, мы не стали бы называть Сизифа этаким греческим двойником вавилонского Гильгамеша, тщетно стремившегося к бессмертию, — просто Сизиф не хотелось умирать, тем более раньше времени. Дело было так: Сизиф видел, как Зевс- похитил у речного бога Асопа его дочь Эгину, и выдал эту тайну Асопу, предварительно выговорив приличное вознаграждение. Разгневанный Зевс послал к Сизифу черного бога смерти Танатоса, но Сизиф изловчился, связал Танатоса и засадил его в железную бочку (или, по другой версии, просто в подвал). Это привело к катастрофическим (особенно для богов) последствиям: люди перестали умирать и перестали приносить жертвы богам, так как перестали их бояться. Порядку, на котором базировалось само существование богов, угрожала серьезная опасность, поэтому Зевс откомандировал на землю бога войны Ареса с приказом освободить Танатоса, после чего Танатос доставил душу Сизифа в загробный мир.
Однако Сизиф не терялся в любой ситуации и все обдумывал заранее. Он предусмотрительно наказал своей жене Меропе в случае его смерти не приносить погребальных жертв. Не дождавшись положенных им даров, владыка загробного царства Аид (Гадес) и его супруга Персефона вызвали к себе душу Сизифа для объяснений. Сизиф пообещал навести порядок, если его ненадолго выпустят на свет; он тут же сходит к жене и сделает ей строжайшее внушение: что, мол, это еще за манера — не выполнять свои обязанности, форменным образом оскорблять богов и т. д. Красноречие Сизифа произвело на Аида очень большое впечатление, а Сизиф утратил последние остатки уважения к мудрости и прозорливости богов. Придя в Коринф, он и не думал возвращаться на тот свет, а стал проводить время в кутежах, попойках и прочих земных удовольствиях. Посланный Аидом Танатос на этот раз благоразумно выждал, чтобы вино основательно затуманило Сизифу разум, и лишь тогда безжалостно исторг из него душу. Больше на этом свете Сизиф не показывался.
По примеру Сизифа люди могли бы, пожалуй, подвергнуть сомнению всеведение и авторитет богов, поэтому Зевс придумал для него наказание в урок другим: Сизиф вечно пытается вкатить на гору огромный камень, но перед самой вершиной камень выскальзывает, скатывается вниз, и Сизифу приходится начинать все сначала. Тяжелая, а главное, бессмысленная и отупляющая работа символизирует тщетность всех попыток тягаться с богами. Должно быть, сознание, что в этой работе никакая хитрость не поможет, мучило Сизифа не меньше, чем ее бесплодность.
Бессмысленный, отупляющий «сизифов труд» знаком людям и сегодня, и, к сожалению, не только в виде выражения, дошедшего до нас из античных мифов.
Первое из известных нам упоминаний о Сизифе имеется в «Одиссее» Гомера. Трагедии Эсхила и Еврипида о Сизифе до нас не дошли, от драмы Крития «Сизиф» сохранились лишь фрагменты. В современной литературе и искусстве Сизиф воскресает, например, в «Мифе о Сизифе» Камю (1942), в сатирической комедии Мерля «Сизиф и смерть» (1950), в балетной сюите Блумдаля «Сизиф» (1957). ,
При всей популярности Сизифа сохранилось лишь несколько его изображений на античных вазах. Тициан написал в 1499 — 1500 гг. картину «Наказание Сизифа».