Недавно, наткнулась дома на старую детскую книжку произведений Габдуллы Тукая. В ней, я прочитала про нескольких интересных существ, о которых еще в древние времена рассказывали сказки своим детям татарские народы. В сегодняшней статье я хотела бы написать о некоторых из них.
И так. Первым существом о котором я хочу рассказать является Шурале.
Он живет в лесу, и выглядит как волосаты человек с рогом во лбу, имеет очень длинные руки, с длинными же пальцами. Любит похищать лошадей в деревнях и кататься на них. Иногда закатывает до смерти. Казалось бы, что Шурале это аналог славянского лешего, но нет, сходство только в том, что он живет в лесу. Иногда в одном месте их могло жить сразу несколько. Шурале заманивали людей в чащу и там, защекотывали до смерти своими длинными пальцами, но они боялись воды, и сбежать можно было переступив ручей. В произведении Тукая, Шурале натыкается на лесоруба, и тот хитростью заставляет его засунуть пальцы в щель бревна, после чего прищемляет их и спокойно уходит. Смекалистый парень назвался Прошлым Годом, и когда на вопли Шурале прибежали его сородичи, то он попытался заставить их найти лесоруба. Но как можно отыскать прошлый год?
— Что с тобой, что кричишь?
— Пальцы Прошлый Год защемил!
— Когда защемил? — спрашивают шурале.
— Сейчас защемил, Прошлый Год защемил!
— Тебя не поймёшь, — говорит один шурале. — Сразу у тебя и сейчас и прошлый год.
— Да, да! — кричит шурале, а сам дёргает пальцы. — Прошлый Год, Прошлый Год! Догоните его! Накажите его!
— Как можно догнать прошлый год? — говорит другой шурале. — Как его можно наказать?
— В прошлом году защемил, а сейчас вдруг закричал. А в прошлом году что молчал? — спрашивает его третий шурале.
Следующим существом идет Зилант, те кто был в Казани наверняка видели его изображение возле Кремля-крылатый змей. Когда-то давным-давно, по легендам, на этом месте жил предводитель змей Зилант, он имел змеиный хвост и крылья, по одной версии и был добрым драконом — хранителем, охранял город и помогал людям. По другой же версии, у него было две головы: одна змеиная, ею он пожирал людей, вторая воловья, которой он ел траву. И спасу не было от него, люди боялись ходить в том месте, боялись услышать свист Большого змея. Тогда правитель обратился к колдуну, который посоветовал натаскать вокруг горы хвороста, сухой травы и веток зимой, пока все змеи во главе со своим царем спят, и весной, когда снег сойдет, поджечь это место. Так и поступили люди хана, змеи сгорели в огне вместе с Зилантом, а в память об этом чудовище хан приказа изобразить его на гербе. Так гласит одна из легенд. Гору же, на которой сейчас стоит Кремль в Казани до сих пор зовут зилантовой.
Изображение змея, до сих пор очень популярно в искусстве, помимо статуи в Казани, и изображении его на гербе, его образ часто используется и в сувенирной продукции, и в оформлении различных парадных решеток и зданий по всей Казани. Так же он является символом фестиваля «Зиланткон», который ежегодно в ноябре проходит в Казани, и куда съезжаются все поклонники ролевых игр и фантастики со всей России.
В татарской мифологии еще очень много различных существ, и в скором будущем я постараюсь написать еще о нескольких.