Пан, греч. (все) — сын нимфы Дриопы и Гермеса (или нимфы Ойнеиды и Зевса); бог лесов, охотников и пастухов.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Пан, греч. (все) — сын нимфы Дриопы и Гермеса (или нимфы Ойнеиды и Зевса); бог лесов, охотников и пастухов.

Пан. родился с козлиными ногами, с рога­ми и бородой, поэтому его мать пришла от него в ужас, который и сегодня называется ’’паническим”, и убежала, бросив младенца. Но Гермес подобрал его и принес на Олимп. При виде Пана боги разразились весе­лым смехом, Пан устыдился и спрятался в аркадийских лесах. Там он вырос в оди­ночестве и в дальнейшем больше всего лю­бил именно эти места. Охотнее всего Пан пас скот и играл на свирели. Любимыми това­рищами Пана были сатиры, любимыми под­ругами — нимфы; кроме того, Пан охотно присоединялся к веселой компании, сопро­вождавшей Диониса. Из богов Пан больше всего любил Аполлона и научил его проро­чествовать, хотя знал, что Аполлон учре­дит собственный оракул в Дельфах, кото­рый окажется опасным конкурентом ораку­ла Пана в Аркадии.

пан и купидон

Сохранилось множество историй о Пане, в основном о его безуспешных ухаживаниях за нимфами. Он влюбился в нимфу Питию, но она из страха перед ним превратилась в сосну. Он преследовал прекрасную нимфу Сирингу (Сиринкс), красотой равную Ар­темиде, но и она спаслась от любвиобиль- ного козлоногого божка: бросилась в воды реки Ладон и умолила сестер-наяд превра­тить ее в тростник. Из тростинок, слеплен­ных воском, Пан изготовил музыкальный ин­струмент — пастушескую свирель, которую назвал в честь нимфы (греч. ’’сиринкс”— свирель). Успех он имел лишь у нимфы Эхо, которая даже родила ему дочь Иингу (Иинкс) — птицу вертишейку; но Эхо, кото­рую Гера лишила дара речи, даже разгова­ривать с ним не могла, а лишь откликалась на его слова. Известна история музыкально­го состязания Пана, на которое он вызвал Аполлона. Конечно, бесхитростная свирель Пана не шла ни в какое сравнение с золотой лирой светоносного бога, и Пан проиграл. Один только царь Мидас, случайно оказав­шийся на горе Тмол, отдал предпочтение Пану — за что и был награжден ослиными ушами.

1024x768_2kQCeVaRr8X5M00LV7UP

К людям Пан относился дружелюбно, осо­бенно к пастухам (и к их стадам). Но плохо приходилось тому, кто нарушал его сон: потревоженный Пан насылал на него жуткий, необъяснимый, ’’панический” страх. Этот страх был способен обратить в бегство да­же целую армию, как это случилось с пер­сами в битве под Марафоном в 490 г. до н. э. Благодарные афиняне создали святили­ще, посвященное Пану, оно находилось в пе­щере на северном склоне Акрополя, где оно и было найдено археологами в конце про­шлого века.

Первоначально Пан обитал в лесах Арка­дии, затем люди стали’ встречать его во всем греческом мире, а со временем и в римском, где он слился с древним бо­гом Фавном. В древнейшие времена Пан был просто богом — покровителем лесов и па­стухов, затем вырос в покровителя всей природы и в этом качестве пользовался особым почетом у деревенских жителей. Великий Пан умер вместе с античным миром и воскрес во времена Ренессанса; правда, из почитаемого бога он превратился в укра­шение аристократических парков. В эпоху барокко и рококо Пан попал во многочислен­ные дворцы и сады, где играл незавидную роль нынешних гипсовых гномов. Впрочем, самого Пана винить за это нельзя — так же, как за появление на свет бесчисленных па­нисков (младших Панов) или фавнов, хотя ему и приписывают их отцовство.

Античные изображения и небольшие ста­туи Пана, дошедшие до нас, насчитываются сотнями. Из статуй отметим ”Пан со свире­лью” — греческую копию оригинала, со­зданного в 4 в. до н. э., эллинистическую скульптурную группу ”Пан и Дафнис” и римскую копию греческой скульптуры ”Пан и Олимп” 2 в. до н. э. Пожалуй, наибо­лее выдающееся поэтическое произведение в честь Пан содержится в ”Гомеровских гим­нах” (6—5 вв. до н. э.).

Перечислять все произведения европейс­ких мастеров, на которых встречается Пан (или Фавн), нет смысла. Вместе с нимфами, сатирами и прочими низшими божествами он присутствует чуть ли не на всех картинах художников Ренессанса, барокко и рококо (за исключением портретов). В 19 в. Пан изображался на картинах Бёклина, Бёрн-Джонса, Редона, Пан де Шаванна, а та­кже чешского художника Швабинского. ”Пан” Врубеля (1899) находится в Третья­ковской галерее в Москве. В 20 в. Пан — один из излюбленных персонажей у Пи­кассо. Кантату ’’Состязание между Фебом и Паном” написал в 1731 г. И. С. Бах.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Поделиться с друзьями!

5 2 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
яндекс.ћетрика