Пандора, греч. — супруга титана Эпиметея, принесшая в мир зло и страдания.
Когда женоненавистники утверждают, что история Пандоры — мифологическое выражение того общеизвестного факта, что источником всех бед являются женщины, они правы лишь наполовину. Вся правда заключается в том, что Пандора была всего лишь посредницей, через которую сами боги передали людям зло. В этом случае легковесная шутка превращается в серьезную мысль, высказанную мудрыми греками около трех тысяч лет тому назад.
Когда титан Прометей, друг и покровитель людей, научил людей пользоваться огнем, изготавливать инструменты, возделывать поля, строить дома, лечить болезни, читать, писать и считать, на свете началась счастливая жизнь. Люди стали умными и такими сильными, что перестали бояться богов, а это уже не понравилось верховному богу Зевсу. Сперва он хотел было снова устроить всемирный потоп, но, чтобы не повторяться, решил наслать на людей зло, чтобы отравить им жизнь. Зевс велел Гефесту сотворить из глины и воды прекрасную девушку, вдохнул в нее жизнь и предложил всем богам щедро одарить ее. Боги не поскупились и кроме ценных даров дали ей в придачу то, от чего сами непрочь были избавиться. Зевс дал девушке имя Пандора (’’Одаренная всем”) и велел Гермесу доставить ее вместе со всеми дарами, запертыми в прочный ящик (или, по другой версии, сосуд) на землю, к брату Прометея, Эпиметею. Тот сразу влюбился в Пандору и, несмотря на предостережения Прометея, взял ее в жены.
Роковой ящик Пандоры недолго оставался под замком. То ли Эпиметей уговорил Пандору, то ли, как рассказывают другие, Пандора сама отперла его из любопытства — как бы то ни было, стоило ей приподнять крышку, как из него вылетели все беды, злосчастья, пороки, болезни и поселились на земле среди людей. Пандора поспешила захлопнуть крышку, и в ящике осталось то, что беды и страдания оттеснили на самое дно, — надежда.
Так излагает старый миф о Пандора Гесиод в ’’Теогонии” (’’Родословной богов”), а за ним поэты старого и нового мира в течение двадцати пяти веков. В 1806 г. Гёте, находясь в Карловых Варах, решил переработать этот миф и приступил к работе над ’’торжественной пьесой” ”Пандора”, во второй части которой из ящика должна была наконец то появиться надежда. Но об этом мы знаем только из его записок, поскольку вторую часть Гёте так и не написал. И ящик Пандоры по прежнему остается в сознании людей символом пагубного дара и рассадника зла.
Похоже, что Пандора была не слишком популярна у античных художников. Из картин европейских мастеров назовем ’’Ящик Пандоры” Рубенса (1620) и ”Пандора и Эпиметей” Корнелиуса (1820), из статуй наиболее известна, пожалуй, ”Пандора” Шубина в Петродворце (1801).