Парис (Парйд), греч. — сын троянского царя Приама и его жены Гекубы, виновник троянской войны.
В канун его рождения Гекубе приснился страшный сон, будто она родила пылающий факел, поджегший Трою. Приам обратился к прорицателю, и тот истолковал сон в том смысле, что Гекуба родит сына, который будет причиной гибели Трои. Будучи дальновидным правителем, Приам сразу же после родов велел отнести младенца на гору Иду и оставить там в лесной чаще. Однако, вопреки ожиданиям, мальчик не погиб: его нашла и вскормила своим молоком медведица, а затем его взял на свое попечение пастух Приама, Агелай, назвавший его Парисом и вырастивший из него красивого сильного юношу. После того как Парис отразил нападение шайки разбойников, друзья прозвали его Александром (это имя можно истолковывать как ’’защитник мужей” или как ’’защитник от мужей”). Парис-Александр понятия не имел ни о своем царском происхождении, ни о своей судьбе и был вполне доволен жизнью.
Однажды Парис пас свое стадо на склонах Иды и, как обычно, высматривал нимфу Энону, которая давно уже ему нравилась. Вдруг перед ним появился Гермес с тремя богинями: супругой Зевса Герой, богиней войны Афиной и богиней любви Афродитой — и подал ему золотое яблоко с надписью ’’Прекраснейшей!”. Гермес сообщил Парису, что по поручению Зевса он должен вручить яблоко той, кто, по его мнению, больше всех его заслуживает. Дело в том, что богиня раздора Эрида бросила это яблоко между тремя богинями на пиру в честь свадьбы царя Пелея и морской богини Фетиды. Прочтя надпись на яблоке, Гера тут же потянулась к нему, но ей помешали Афина и Афродита. Каждая считала самой прекрасной именно себя и недвусмысленно дала это понять двум другим претенденткам. Разгорелся спор, и богини обратились к Зевсу: пусть он примет решение, на то он и верховный бог. Но Зевс не проявил ни малейшего энтузиазма. Ему даже не нужно было быть всеведущим, чтобы знать: кому бы он ни присудил яблоко, остальные две богини затаят на него обиду. Поэтому Зевс решил избавиться от всех троих вместе с яблоком. Он призвал своего вестника Гермеса и велел ему отправиться вместе с ними на гору Иду под Троей. Там, мол, живет пастух Парис — человек непредвзятый, не имеющий представления о сложности всей проблемы и именно потому достаточно компетентный, чтобы решить спор.
Итак, Парис неожиданно для самого себя оказался в роли судьи на конкурсе красоты. По правде говоря, ему это было совсем ни к чему, и он уже было хотел просто-напросто сбежать от Гермеса, но сообразил, что поручение исходило от самого владыки богов и людей, и смирился. Неуверенно перебрасывая яблоко с руки на руку, Парис стал разглядывать богинь. Все они казались ему одинаково красивыми (или по-разному красивыми, что в данном случае одно и то же). Богини попытались помочь ему разобраться: каждая стала расхваливать свои прелести и порочить соперниц, но это еще больше сбило его с толку. Наконец в пылу спора богини перешли на способ аргументации, который человеческие законы квалифицируют как недозволенное давление на судью путем предложения взятки. Гера предложила Парису власть над всей Азией, Афина —- славу и победу в любой войне, Афродита пообещала отдать ему в жены красивейшую из женщин. Тогда Парис решил рассудить спор, исходя из собственных интересов. Зачем ему, простому пастуху, господство над всей Азией? Не нужны ему и войны, хотя бы и победные, ведь военное счастье изменчиво. А вот получить в жены прекраснейшую из женщин — почему бы и нет? И он подал яблоко Афродите.
По единодушному мнению богов и людей, прекраснейшей из женщин была Елена, дочь Зевса и Леды, жены спартанского царя Тиндарея. Именно ее имела в виду Афродита — но загвоздка была в том, что Елена уже стала женой Менелая, преемника Тиндарея на спартанском троне. Однако в глазах всемогущей богини любви и красоты эта проблема выглядела легко разрешимой. Для начала Парису нужно было узнать о своем царском происхождении, и вскоре это произошло.
Так как Гекуба все еще оплакивала сына, отданного на растерзание лесным зверям, Приам решил устроить в память о нем торжественные игры. Победителю был обещан лучший бык из царских стад, которые паслись на склонах Иды. По воле случая этот бык оказался именно в стаде Парис, и к тому же был его любимцем. Поэтому Парис решил сам отвести быка в город и заодно посмотреть, кому он достанется. Увидев борцов, состязавшихся на играх, Парис решил, что он вполне мог бы померяться с ними силами. А в случае победы выращенный им красавец бык вернется к нему! Воодушевленный этой перспективой, Парис попросил разрешения участвовать в состязаниях и благодаря своей силе и ловкости победил всех, включая общепризнанного фаворита Гектора, старшего сына Приама.
В победе неизвестного пастуха царские сыновья усмотрели оскорбление своего достоинства и спровоцировали ссору, чтобы убить его. Спасаясь от их мечей, Парис искал убежища у алтаря в храме Зевса. Там его увидела дочь Приама Кассандра, жрица и пророчица, и сразу поняла, кто стоит перед ней. Приам и Гекуба безмерно обрадовались возвращению пропавшего сына и торжественно ввели его в царский дворец. Тщетно напоминала Кассандра, что Парис будет причиной гибели Трои, никто не обращал внимания на ее слова.
Парис быстро освоился со своим новым положением и на радостях почти забыл о своей встрече с богинями. Зато богини ничего не забыли. Гера и Афина, оскорбленные в своем женском тщеславии, начали ковать планы мести, Афродита же готовилась выполнить свое обещание. Она вселила в Париса желание жениться и внушила ему мысль отправиться в Спарту, известную отвагой мужчин и красотой женщин. О том, что произошло далее, достаточно подробно рассказано в статьях ’’Елена” и ’’Менелай” (а также ’’Агамемнон”, ’’Одиссей” и других). Афродита сдержала свое слово, но Гера с Афиной тоже не теряли времени даром. Похищение Елены (и царской казны) Парисом привело к тому, что стотысячное объединенное войско ахейцев прибыло к Трое на 1186 кораблях, разбило укрепленный лагерь под ее стенами и приступило к осаде города. Десять долгих лет продолжались бои под Троей (Илионом), и единственным их результатом были горы павших с обеих сторон.
Естественно, Приам тоже участвовал в войне. Однако вскоре оказалось, что он был не из тех, кто вызывает уважение у друзей и страх у врагов. Иногда он сражался в передних рядах, иногда предпочитал стрелять из лука на безопасном расстоянии от неприятеля. Но чаще всего он и за лук не брался, хотя был отличным стрелком, и, пока другие сражались за него, Приам развлекался дома со своей супругой. Поэтому Гектор его недолюбливал, а троянские воины и горожане просто ненавидели его. Они готовы были простить ему, что из-за него разгорелась война, но его равнодушие к судьбе города вызывало у них отвращение.
Лишь на десятом году войны Парис собрался с духом и решился на мужественный и ответственный поступок. Уставшие от боев и лишений воины в обоих лагерях начали роптать, а затем высказали в лицо вождям свое мнение: если между царями есть какие-то счеты, то пусть они сводят их сами. Воля народа была высказана настолько единодушно, что ее нельзя было игнорировать. В начале очередного сражения Парис вызвал на единоборство любого из ахейских вождей, и, естественно, на вызов тут же откликнулся Менелай. Тогда главнокомандующие обеих армий дали торжественную клятву вверить исход войны судьбе: если победит Парис, Елена остается с ним, а ахейцы возвращаются по домам; если же победит Менелай, то ему будет возвращена Елена вместе с похищенными сокровищами. С момента заключения этого договора начиналось перемирие, за которым должен был последовать прочный мир между воюющими сторонами. Сознавая свою ответственность за исход войны,Парис к радости всех своих соратников, смело вышел на бой с Менелаем. Но едва Менелай поднял копье, от смелости Париса не осталось и следа. Забыв о том, что он сам вызвал Менелая на поединок, и о собственной ответственности, Парис отступил и спрятался за спины выстроившихся троянцев. Однако Гектор разыскал его, пристыдил и заставил сражаться. Преодолев малодушие, Парис вложил в единоборство все свои силы, но вскоре был повержен на землю. Менелай убил бы его, если бы не вмешательство Афродиты. Окутав своего любимца облаком, Афродита унесла его с поля боя прямо в спальню Елены.
Не было сомнений, что Парис проиграл, однако Елену он так и не вернул. А затем троянский союзник Пандар нарушил перемирие, скрепленное клятвой, и троянцам пришлось вести войну вопреки праву и торжественному договору, а такие вещи добром не заканчиваются. Так Парис стал виновником не только троянской войны, но и гибели Трои.
В этой войне погиб и сам Парис, однако перед смертью он успел совершить поступок, снискавший ему славу среди соотечественников: он убил Ахилла, величайшего ахейского героя. Но и в этом была заслуга не столько его, сколько Аполлона, который подговорил Париса сделать этот выстрел и к тому же направил полет стрелы, поразившей Ахилла в пяту, не защищенную панцирем. Сам же Парис в этот момент находился в безопасном месте — на высокой городской стене. Вскоре его самого ранила отравленная стрела Филоктета, нанесшая ему неизлечимую рану. Страдая от нестерпимой боли, Парис бежал из Трои на гору Иду, где прошли счастливые годы его детства и юности, и умер там, покинутый всеми. Бывшие товарищи Париса, пастухи, нашли его труп и скромно похоронили его. Елена на похороны не пришла: она тем временем наслаждалась жизнью с новым супругом Деифобом, младшим братом Париса. Зато пришла нимфа Энона, первая любовь Париса, и в отчаянии бросилась в погребальный костер, чтобы вместе с Парисом уйти в царство теней.
Парис — личность малосимпатичная. Тем не менее его имя запечатлелось в памяти людей куда основательнее, чем имена многих ’’героев без страха и упрека”, — может, из-за его страсти к Елене, потому что за большую любовь многое прощается; может, из-за его решения в споре трех богинь, которое по-человечески наиболее понятно; но, может, и потому, что ’’без него не было бы ’’Илиады”. Правда, в этом эпосе не говорится ни о его победе над Ахиллом (если это можно называть победой), ни о гибели самого Париса от стрелы Филоктета (’’Илиада” заканчивается погребением Гектора). В ’’Одиссее” о Парис не сказано ни слова. Его судьба после смерти Гектора изложена в так называемой ’’Малой Илиаде”, приписываемой Jlecxy из Митилены. И, конечно, Парис фигурирует в любом из бесчисленных последующих произведений, посвященных горькой судьбе Трои.
Парис изображен на множестве античных ваз, рельефов, мозаик; основные сюжеты: ’’Похищение Елены” и ’’Суд Париса”. Принято считать, что бронзовая статуя ’’Юноша из Антикиферы”, изготовленная, скорее всего, Эвфранором ок. 340 г. до н. э. и выловленная в 1900 г. из моря, изображает Париса.
Назовем наиболее значительные произведения европейских художников, посвященные этому мифическому персонажу. Картины на тему ’’Суд Париса” писали: флорентийский аноним в середине 15 в., Джорджоне или один из его учеников (после 1507, картина сгорела во время бомбардировки Дрездена в 1945), Рубенс (в 1626—1639 написал целых четыре картины на этот сюжет), Альбани (картина, созданная в первой половине 17 в., хранилась в мадридском музее Прадо и в 1968 была уничтожена каким-то вандалом), Буше (1754), Гоген (1903, находится в Пражской Национальной галерее), Ренуар (1914, им же создана в 1905 одноименная скульптура). ’’Пастух
Парис” — автопортрет Ван Дейка (1621—1628), ”Парис и Елена” — картина Давида (1788).
В современном языке имя Парис стало синонимом слова ’’красавец”, ’’соблазнитель”: ’’Парис окружных городков,/Подходит к Ольге Петушков…” — А. С. Пушкин, ’’Евгений Онегин”, V, 37—39.
И в заключение отметим, что второе имя Парис, Александр, — единственное историческое имя в Трое героической эпохи: оно зафиксировано в клинописных документах хеттов — народа, соседствовавшего с Йлионом, т. е. Троей. В них сообщается, что на рубеже 14—13 вв. до н. э. хеттский царь Муваталлиш заключил договор с царем Уилуса (Илиона) по имени Алаксандрус.