Персефона, греч., лат. — Прозерпина дочь Зевса и Деметры, супруга владыки царства мертвых Аида (Гадеса).
В мрачном загробном царстве Персефона занимала такое же положение, как Гера — на ясном Олимпе: вместе с Аидом она правила душами мертвых и подземными богами: Персефона ревниво следила, чтобы ни одна душа не покинула их царство и чтобы каждый смертный вовремя попал в него; она была неумолима и безжалостна, как сам Аид. Она не любила ни людей, ни остальных богов, а так как симпатии и антипатии обычно бывают взаимными, боги и люди отвечали ей тем же.
Супругой Аида Персефона стала против своей воли, но вскоре привыкла к своему новому положению, поставившему ее на более высокую ступень в иерархии богов. До этого повышения она была славной, милой девушкой, которая в обществе нимф Нисейской долины развлекалась танцами и пением. Однажды на прогулке она сорвала цветок смерти, нарцисс; тут земля перед ней расступилась, из ее глубин появился бог Аид, подхватил ее и в буквальном смысле провалился сквозь землю вместе с Персефоной (О дальнейшем ходе событий подробно рассказано в статье ’’Деметра”.)
Строгая и неумолимая Персефона древних мифов со временем приобрела более умеренные, мягкие черты. Ее называли также Корой (т. е. девушкой, дочерью) — ведь она была любящей дочерью Деметры. Согласно более поздним мифам, Персефона присутствовала при вручении Триптолему первых зерен пшеницы Деметрой. В царстве мертвых сердце Персефоны смягчилось один только раз: она расплакалась, слушая песнь Орфея о его любви к Эвридике. Однажды Персефона стала пассивной героиней странной истории: в царство мертвых пришел царь лапифов Пирифой и потребовал, чтобы Аид уступил ему Персефону, он, мол, хочет на ней жениться. Разгневанный Аид навеки приковал его к каменному креслу (как и его спутника Тесея, которого, однако, впоследствии освободил Геракл). В отличие от традиционной версии, в поздних мифах Персефону называли матерью бога Загрея или супругой бога Иакха, т. е. двух богов, отождествляемых с Вакхом (Дионисом).
Первоначально греки почитали Персефону вместе с ее матерью Деметрой. Ежегодное нисхождение Персефоны в царство мертвых и последующее возвращение на землю символизировали зимнее умирание и весеннее воскресение природы. Самыми большими празднествами в честь Деметры и Персефоны являлись так называемые элевсинские мистерии, которые из простых земледельческих праздников развились в сложные и таинственные обряды, доступные лишь особо посвященным. Целью этих обрядов было проникновение в тайны человеческой жизни и посмертной судьбы человека. Посвященные верили, что оживут после смерти так же, как из пшеничного зерна рождается новый колос. В отличие от Элевсина, в ряде городов Персефону почитали и самостоятельно. В более поздние времена культ Персефоны сливался с культом Гекаты, Кибелы, Г ей, а затем и Исиды. В Афинах ее почитали также под именем Басилеи, т. е. Царицы (загробного мира). Римляне называли ее Прозерпиной, ее супругом назывался Плутон или Дис (Дит, Диспатер). У Прозерпины и ее супруга был общий подземный алтарь на Марсовом поле, но их культ в Риме не приобрел такого значения, как в Греции.
Античные художники изображали Персефону в двух обликах: в виде строгой владычицы царства мертвых или в. виде прекрасной молодой девушки (Коры). В первом облике предстает перед нами, например, ” Персефонана троне” — статуя 5 в. до н. э., во втором— Персефона на рельефе ’’Триптолем между Деметрой и Корой”, найденном в Элевсине (школа Фидия, 430—420 до н. э.).
Картины ’’Похищение Персефоны” написали Дюрер (ок. 1500), Рембрандт (1632), Рубенс (1636—1638) и другие европейские художники; одноименные скульптурные группы создали Бернини (1622), Жирардон (1699), Буазо (1786) и другие. В Вальдштейнском дворце в Праге — фреска ”Дис и Прозерпина” работы Бьянко (1625—1630), во дворце Клам-Галласа в Праге — фреска ’’Деметра и П.” работы Карлоне (1727—1730).
’’Похищение Персефоны” — мифологический эпос александрийского грека Клавдия Клавдиа- на (4 в. н. э.) — одно из последних произведений римской античной поэзии. Из произведений европейских поэтов назовем ’’Жалобу Цереры” Шиллера (1796; Церера была матерью Прозерпины), ’’Прозерпину” Пушкина (1824), ’’Гимн Персефоны” Врхлицкого (1895), эпос ”П.” Войковича (1918), ’’Час Прозерпины” Шальды (1920).
Оперу ’’Похищенная Прозерпина” написал в 1630 г. Монтеверди, оперу ’’Прозерпина” — Сен-Санс в 1887 г., симфоническую поэму ’’Похищение Персефоны ” — Коварович в 1887 г., мелодраму ”Персефоны” написал Стравинский в 1934 г. на текст А. Жида.