Приап, греч. — сын бога вина Диониса и богини любви Афродиты, бог плодородия.
Его отцом считали также Адониса, или Гермеса, или Зевса, а иногда и самого обыкновенного осла; матерью называли, помимо Афродиты, нимфу Хиону, а также Диону или Перкоту. Приап относился к низшим божествам, и люди принимали его не слишком всерьез. В качестве бога плодородия Приап был не только богом телесной любви, но и покровителем виноградников и садов, где ему воздвигались статуи, игравшие роль пугал для птиц. Культ Приапа зародился в негреческих областях Малой Азии. В Грецию и Рим он проник сравнительно поздно, но зато приобрел очень большое распространение в Риме последних веков до н. э.
Безыскусные фигурки Приапа обычно изготавливали из дерева или из обожженной глины. Еще в Греции возник особый вид так называемой приапической поэзии; сборники малых стихов этого рода, называемые ’’Приапеями”, создавались в Риме в начале нашей эры. Наиболее известные из святилищ Приапа находились в Лампсаке, Перкоте и Кротоне. Его культ сохранялся в греко-римском мире еще долго после принятия христианства, хотя церковь подавляла его всеми возможными средствами.
Отголоски приапической поэзии и стихов, посвященных Приапу Катуллом и Горацием, можно обнаружить в литературе почти всех европейских народов, причем поэтика и эротика, как правило, находятся в обратно пропорциональном отношении.
Иносказательно: ’’Здоровье, легкий друг Приапа,/И сон, и сладостный покой,/Как прежде, посетили снова/Мой угол тесныйи простой…” — А. С. Пушкин, ’’Г’Ш.” (“В .В. Энгёльгардту”, 1819).