Полиник, греч. — сын фиванского царя Эдипа и его матери и жены Иокасты, герой злополучного похода ’’семерых против Фив”.
Героем его можно назвать лишь в литературном и, возможно, воинском смысле; однако подлинным героем, т. е. благородным человеком, чей пример достоин подражания, его никак нельзя назвать. Когда выяснилось, что его отец Эдип по неведению стал убийцей своего отца и мужем собственной матери, Полиник одним из первых потребовал его изгнания из Фив. Полиник обосновывал это государственными интересами и религиозными соображениями, в действительности же им руководила болезненная жажда власти. Вместе со своим младшим братом Этеоклом Полиник убеждал своего дядю Креонта до тех пор, пока не добился своего. После изгнания Эдипа Полиник, Этеокл и Креонт договорились править поочередно, однако вскоре Полиник вступил в спор со своими соправителями и вынужден был покинуть Фивы вслед за отцом. Полиник отправился в Аргос и стал искать себе союзников среди врагов Фив, чтобы начать войну против родного города и взять власть над ним в свои руки.
Первого союзника Полиник нашел в лице аргосского царя Адраста, чью дочь Аргею Полиник взял в жены. Однако для победы над Фивами этого было недостаточно. Согласно пророчеству, Полинйк мог выиграть войну только при двух условиях: если в ней будет участвовать прославленный воин и провидец Амфиарай и если Полинйк привлечет на свою сторону изгнанного Эдипа.
Узнав, что Эдип нашел прибежище в Колоне, поблизости от Афин, Полинйк отправился к нему. Изображая раскаяние и сочувствие, Полинйк стал просить отца присоединиться к нему, а когда это не помогло, перешел к угрозам. В ответ Эдип проклял его, а заодно и Этеокла. Полинйк рассудил, что Эдип, по крайней мере, не встанет на сторону Этеокла, и понадеялся, что для успеха достаточно будет участия Амфиарая. Но Амфиарай знал, что боги осуждают несправедливую войну против Фив, и наотрез отказывался участвовать в ней. Тогда Полинйк прибегнул к хитрости: он подкупил драгоценным ожерельем и пеплосом Эрифилу, жену Амфиарая, а та вынудила мужа согласиться на участие в походе. (Ожерелье работы Гефеста и пеплос были некогда подарены богами Гармонии в честь ее свадьбы с фиванским царем Кадмом, однако неизменно приносили несчастье своим владельцам — именно в этом значении ’’ожерелье Гармонии” вошло в поговорку.) После того как Амфиарай дал согласие, к Полинйку без колебаний примкнули ряд славных воителей, в том числе Капаней, сын царя Прета, Парфенопей, сын аркадской охотницы Аталанты, Этеокл, сын героя Ифита, Гиппомедонт, потомок аргосского царя Талая, и Тидей, сын калидонского царя Ойнея. Итак, Полинйк привел под Фивы большое войско, возглавляемое семью вождями, первым из которых был царь Ад- раст.
Война началась для аргивян неудачно, а продолжалась и вовсе плохо. Фиванцы успешно защищали свой город под руководством Креонта и Этеокла. Наконец предводители воюющих сторон порешили, что спор за власть над Фивами следует рассудить путем поединка между Этеоклом и Полинйком Братья согласились с этим решением. В схватке не на жизнь, а на смерть Этеокл пронзил Полинйка мечом и стал снимать с него доспехи; однако умирающий Полинйк собрался с последними силами и нанес Этеоклу смертельный удар. После гибели обоих братьев аргивяне продолжали осаду Фив, пока в решающей битве не были разбиты наголову. Избежал смерти лишь их предводитель Ад- раст благодаря быстроте своего божественного коня Арейона.
Но со смертью Полинйка его роль в мифах не окончилась, даже мертвый он стал причиной еще одной страшной трагедии (см. статью ’’Антигона”).
С образом Полинйка из так называемого фиванского цикла мы встречаемся в аттических трагедиях, которые относятся к шедеврам греческого (и мирового) драматического творчества: в трагедии Эсхила ’’Семеро против Фив” (впервые поставленной в 467 до н. э.), в трагедиях Софокла ’’Эдип в Колоне” (401 до н. э.) и ’’Антигона” (ок. 441 до н. э.). Этот бесславный герой оживает и в многочисленных последующих переработках мифов об Эдипе и Антигоне.