Одиссей, греч., лат. Улисс, Улике — сын героя Лаэрта и его супруги Антиклеи, царь Итаки.
Наряду с Гераклом и Тесеем (и, может, Икаром) Одиссей — один из самых известных героев греческих мифов и легенд. Его отвага, настойчивость, ум, хитрость вошли в поговорку; ’’одиссея” все еще остается самым метким названием долгого, трудного и опасного пути. Своей популярностью Одиссей прежде всего обязан Гомеру, сделавшему его главным героем своей ’’Одиссеи”. А затем Одиссей ожил рыцарем без страха, хотя и не всегда без упрека, в бесчисленных произведениях греческих, римских и европейских художников — и продолжает жить в них до сих пор. Если у греков человеческие слабости и промашки Одиссея не давали ему превратиться в бумажного героя, у римлян он превратился в чисто отрицательную фигуру, в которой трудно узнать симпатичного героя ’’Одиссеи”. Римляне, считавшие себя потомками троянцев, явно мстили ему за то, что из всех троянских вождей Одиссей больше всех приложил руку к падению Трои.
Свое происхождение по отцу Одиссей выводил от самого Зевса, по матери — от Гермеса. Некоторые античные авторы называли отцом Одиссея Сисифа, величайшего хитреца из людей, который будто бы овладел Анти- клеей во время свадебной ночи, опередив Лаэрта. Лаэрт хоть и был царского происхождения, но не царствовал ни на Итаке, ни где-либо еще. Одиссей получил остров Итаку в приданое за Пенелопой, дочерью акарнанского царя Икария (а также острова Кефаллению, Закинф и соседнее побережье). Так как Одиссей был не только хитроумный, но и мудрый, он правил справедливо, в согласии с народным собранием, и мирно уживался с соседними царями.
Более того, Одиссей предотвратил войну, угрожавшую всей Элладе, и этим снискал себе не меньше славы, чем позднее, во время троянской войны. Это случилось, когда назревал конфликт между ахейскими царями, сыновья которых спорили за право взять в жены прекрасную Елену, неродную дочь спартанского царя Тиндарея. Чтобы не допустить катастрофы, Одиссей отправился в Спарту и посоветовал Тиндарею нечто неслыханное: предоставить дочери право выбрать себе жениха по собственному вкусу, не обращая внимания на династические интересы. В то же время Одиссей уговорил всех претендентов на руку Елены торжественно поклясться, что они безоговорочно признают выбор Елены и будут защищать ее избранника в случае необходимости. Елена выбрала в мужья Менелая, брата Агамемнона, женившегося на ее единоутробной сестре Клитеместре, и проблема была решена. Но спокойствие было нарушено, как только Елену похитил сын троянского царя Приама, прекрасный и красноречивый Парис.
Похищение царской супруги в героические времена считалось бесспорным основанием для войны, тем более если вместе с супругой исчезла и царская казна. Так как война в любом случае является наихудшим вариантом решения спора, Одиссей попытался предотвратить ее и на этот раз. По совету Агамемнона, ставшего к тому времени могущественным микенским царем,Одиссей и Менёлай отправились в Трою, чтобы попытаться решить дело по-хорошему. Однако Парис был готов вернуть Менелаю его сокровищницу, но не жену, а Приам поддержал сына. Тогда Агамемнон призвал всех ахейских царей прийти на помощь Менелаю, чтобы помочь ему вернуть жену и честь.
Одиссей не откликнулся на призыв Агамемнона. Он считал, что уже достаточно сделал для Менелая, и войне за супругу другого царя предпочитал мирную, уютную жизнь рядом с собственной молодой женой Пенелопой. Агамемнон послал к Одиссею героя Паламеда, надеясь убедить его, что военный поход против Трои не только должен смыть оскорбление, нанесенное всем ахейцам, но и сулит богатую добычу и славу. Однако переубедить Одиссея было не так-то просто. Он вдруг стал изображать из себя идиота (в подобной ситуации это свидетельствовало о его мудрости), а именно: стал пахать поле и засевать его солью. Но с мудрым Паламедом этот номер не прошел: он взял завернутого в пеленки Телемаха, сына Одиссея, и положил его на пути быков, запряженных в плуг. Естественно, Одиссей остановился и этим доказал, что с головой у него все в порядке, и это полностью подтвердилось в ходе всей войны, на которую Одиссей все-таки отправился.
Он стал лучшим советником главнокомандующего Агамемнона и не хуже, чем на поле боя, проявил себя во время разведывательных операций и дипломатических переговоров. Пресловутый ’’троянский конь” тоже был его идеей.
Первую большую услугу Одиссей оказал ахейскому войску еще до отплытия в Трою. Армейский прорицатель Калхант объявил, что Трою удастся взять только в том случае, если в походе будет участвовать герой Ахилл. Но матери Ахилла, морской богине Фетиде, было известно и другое пророчество: если ее сын уйдет на войну, он достигнет под Троей бессмертной славы, но лишится жизни. Так как для матери жизнь ее ребенка обычно дороже славы, Фетида укрыла Ахилла на острове Скирос, где ему пришлось, облачившись в женскую одежду, жить среди дочерей царя Ликомеда. Прознав об этом, Агамемнон послал на Скирос Одиссея в сопровождении аргосского царя Диомеда. Так как хитрость лучше насилия, оба царя переоделись купцами и беспрепятственно проникли во дворец Ликомеда. Разложив перед царскими дочерьми золото, украшения и дорогие ткани, они как бы невзначай положили там же меч. Затем по условному знаку сообщники Одиссея разыграли сцену нападения на дворец, девушки в страхе разбежались, Ахилл же, верный своей натуре, схватился за меч и этим выдал себя. Остальное было, как говорится, делом техники. Ахилл легко дал уговорить себя и вскоре примкнул к объединенной ахейской армии вместе со своим другом Патроклом и войском своего отца.
Успех высадки на троянский берег тоже был бы немыслим без Одиссея Агамемнон был хорошим полководцем и имел в своем распоряжении огромное и могучее войско; но пророчество гласило, что тот, кто первым коснется троянской земли, первым же и погибнет. Естественно, никому из ахейцев не хотелось подавать пример остальным ценой собственной жизни, каждый в глубине души надеялся, что это сделает кто-то другой; а троянцы тем временем спешно выстраивали оборонительные порядки. Оценив ситуацию, Одиссей решил действовать. Он бросил на берег свой щит и ловко прыгнул на него с корабля. Юный Протесилай, больше всех мечтавший о воинских подвигах, увидел Одиссея на берегу и прыгнул вслед за ним. Но при этом он коснулся земли и тут же рухнул, пронзенный копьем. Одиссей сошел со щита на троянскую землю и увлек за собой все войско, которое в кровопролитной схватке загнало троянцев за городские стены.
За десять долгих лет осады Трои Одиссей совершил немало подвигов. Храбро сражаясь, он не раз рисковал жизнью ради друзей, которым грозила смерть. Но еще больше, чем на полях сражений, Одиссей отличился, выполняя особые задания, требовавшие не только отваги, но и смекалки. Вместе с Диомедом он вызвался идти в опасную ночную разведку к троянскому лагерю. Притом они взяли в плен троянского лазутчика Долона, выдавшего им важные сведения, а затем учинили побоище в стане фракийского царя Реса, союзника троянцев. Все с тем же Диомедом Одиссей совершил подвиг, который имел решающее значение для победы ахейцев. Взяв в плен троянского прорицателя Гелена, Одиссей узнал, что Троя будет оставаться неприступной, пока в главном храме, расположенном в царском замке, в самом сердце Трои, находится палладий священная статуя Афины Паллады. Тогда Одиссей изуродовал себе лицо бичом, чтобы троянцы не опознали его, а Диомед переоделся нищим, страдающим отвратительной болезнью; в таком виде они проникли в замок Приама и похитили палладий. Одиссей не падал духом даже в самых отчаянных ситуациях: когда пал величайший ахейский герой Ахилл, Одиссей одним из первых преодолел ужас, охвативший всех ахейцев, и вместе с Аяксом Теламонидом спас его тело от рук троянцев.
Перед лицом врага Одиссей не раз доказывал свою силу и отвагу, но в этом отношении кое-кто из боевых друзей не уступал ему, а то и превосходил его. Зато никто не мог сравниться с ’’многоумным” Одиссеем при решении сложных и щекотливых вопросов. Когда на десятом году войны спор между Агамемноном и Ахиллом грозил гибелью всему ахейскому войску, именно Одиссей возглавил делегацию, предложившую Ахиллу примирение. Правда, миссия не увенчалась успехом, но иначе и быть не могло при упрямстве Ахилла. Зато Одиссей помог умиротворить Хриса (жреца Аполлона), оскорбленного Агамемноном и навлекшего на ахейцев моровую язву. Одиссей привел под стены Трои сына Ахилла, Неоптолема, которому было суждено взять замок Приама. Он же доставил в ахейский стан лучника Фктилоета, после того как тайком подслушал пророчество троянского ясновидца Гелена, что без помощи Филоктета взять Трою невозможно. И самое главное — это в его голову пришла идея, осуществление которой привело к падению Трои.
После десятилетней безуспешной осады Трои Одиссей стал взвешивать возможность подкупить какой-нибудь из отрядов троянских союзников (ведь многие из них были обыкновенными наемниками), с тем чтобы он напал на защитников Трои с тыла и открыл ахейцам городские ворота. В конце концов Одиссей пришел к выводу, что было бы еще лучше, если бы в Трою тайно проник отборный отряд ахейцев. С согласия военного совета Одиссей распорядился соорудить огромного деревянного коня, в котором укрылись лучшие бойцы: сам Одиссей, Неоптолем, Менелай, Диомед, Аякс Малый, Филоктет, а также конструктор деревянного коня Эпей. Затем Агамемнон велел поджечь ахейский лагерь, погрузил все войско на корабли и отплыл на запад. Однако ахейский флот не взял курс на родину, как полагали троянцы, — он спрятался за островом Тенедос, а с наступлением темноты вернулся к троянским берегам.
Все произошло именно так, как предвидел Одиссей Как только троянцы увидели, что враги покинули свой лагерь, они с радостью побежали из города на берег, поверив, что Агамемнон снял осаду. За руинами лагеря троянцы увидели удивительного огромного коня, столпились вокруг него и стали советоваться, что с ним делать. Верх взяло мнение, что его нужно доставить в город как трофей и установить перед царским дворцом. Тут появился жрец Аполлона Лаокоон и стал убеждать сограждан разрушить коня. В этот момент внимание троянцев привлекли стоны какого-то связанного человека. Его развязали и отвели к царю Приаму. Отвечая на вопросы царя, чужеземец рассказал, что его зовут Синон, что он сбежал из лагеря ахейцев, так как его избрали в жертву богам ради счастливого возвращения войска на родину. Что же касается коня, то он был сооружен по совету прорицателя Калханта, чтобы искупить грех осквернения священной статуи Афины (палладия), похищенной Одиссеем и Диомедом из храма. А сделан он таким большим для того, чтобы его невозможно было втащить в город, так как в этом случае он стал бы охранять Трою вместо похищенного палладия. Все троянцы поверили словам Синона, кроме жреца Аполлона: схватив копье, Лаокоон вонзил его в деревянный бок коня. Но тут на помощь ахейцам пришла Афина, жаждавшая гибели Трои. По ее приказу из моря вынырнули два огромных змея и задушили Лаокоона вместе с двумя его сыновьями. Троянцы усмотрели в гибели Лаокоона месть богов за посягательство на священного коня и единодушно решили доставить его в город. Так как чудовищное сооружение не проходило в главные ворота, троянцы сделали пролом в городской стене и втащили его в град (кремль) Приама. Изобильно отпраздновав счастливое окончание войны, упоенные победой и вином, троянцы улеглись спать, не подозревая, что это последняя их ночь в родном городе.
Когда над Троей воцарилась тишина, Синон открыл потайной затвор в брюхе деревянного коня и выпустил спрятанных в нем воинов. Затем он поднялся на. городскую стену и факелом обозначил пролом в ней. Увидев этот сигнал, Агамемнон велел войску высадиться с кораблей и ворвался в город. Началась кровопролитная резня. Проснувшиеся троянцы пытались защищаться, но этим лишь ускорили свою гибель. Погибли все троянские бойцы, погиб старый Приам со всеми своими сыновьями, зятьями и внуками. Лишь небольшой горстке мужчин и женщин, во главе с дарданским вождем Энеем, удалось спастись из горящего города. Все остальные женщины и дети, оставшиеся в живых, стали рабами ахейцев, наутро только дымящийся пепел над руинами напоминал, что еще вчера здесь стояла несокрушимая Троя.
После взятия города между ахейскими царями разгорелись споры, как это обычно бывает у союзников, выигравших войну Их корабли, тяжело нагруженные награбленным золотом, серебром, бронзой, железом и множеством рабынь, разделились на не колько враждебно настроенных флотов. Мс ло кому из героев удалось благополучно привести свои отряды на родину. Многие бесславно погибли в морских бурях и на прибрежных скалах, другие, едва ступив на родную землю, пали жертвой коварных уэийц, третьим было суждено долгие годы с читаться по незнакомым морям и далеким странам. Но никому из ахейских героев не пришлось так долго скитаться и претерпеть с только страшных бедствий, как Одиссей.
Причиной всех этих злоключений был гнев бога моря Посейдона или, точнее, поступок Одиссея, вызвавший гнев могучего бога. В мифах ведь тоже бывает, как в жизни: например, гибель Паламеда, оклеветанного хитроумным Одиссеем в отместку а то, что Паламед некогда разоблачил его и заставил идти на войну, не навлекла на Одиссея наказания богов. За пиратский набег на город Исмар вскоре после отплытия из Трои Одиссей заплатил лишь обычную в таких случаях дань — 70 его воинов были убиты, прежде чем итакийцам удалось спастись бегством. А вот за поступок, совершенный Одиссеем ради спасения собственной жизни и жизни своих спутников, ему пришлось расплачиваться десятью годами злоключений.
Случилось это так: после бегства из-под Исмара буря занесла корабли Одиссея в страну лотофагов (’’поедателей лотоса ’). Гостеприимные жители угостили посланцев Одиссея ’’сладкомедвяным лотосом”, и, отведав его, те тут же утратили память о прошлом, и желание возвращаться на родину. Одиссей силой вернул их на корабль, запретил остальным прикасаться к коварной пище и поспешно отчалил. Когда ветер опять пригнал их к незнакомым берегам, Одиссей, наученный горьким опытом, сам отправился на рекогносцировку, взяв с собой двенадцать самых надежных и отважных товарищей. Одиссей был готов к любым неожиданностям, но действительность превзошла худшие его опасения Это был остров циклопов, одноглазых великанов-людоедов, не признававших ни какие законы. Первый из циклопов, которго посетил ,Одиссей, Полифем, запер его и товарищей в своей пещере и решил вволю полакомиться их мясом. Шестерых он убил и съел одного за другим, но затем Одиссей опоил его вином, а когда он уснул, выколол ему единственный глаз заостренным колом. Ослепленный Полифем бесновался и вопил так, что земля содрогалась. Когда циклопы из соседних пещер сбежались к нему на помощь и спросили, кто его обидел, Полифем проревел в ответ: ’’Никто!” — именно этим именем представился ему прозорливый Одиссей. На следующее утро Одиссей с оставшимися в живых спутниками выбрался из пещеры через узкий проход, по которому Полифем выпускал своих овец на пастбище. Правда, это было сложной задачей, так как Полифем ощупывал спину каждой овцы, чтобы ни один пленник не ускользнул от него. Однако Одиссей привязал своих друзей под брюхо самым крупным баранам и сам выбрался таким же образом, держась снизу за шерсть вожака стада. Благополучно достигнув корабля, Одиссей не отказал себе в удовольствии поиздеваться над Полифемом. Разъяренный киклоп отломил тяжелый утес от вершины ближайшей горы и швырнул его в море, откуда доносился голос Одиссея, но промахнулся. Тогда он стал молить своего отца Посейдона отомстить за него Одиссею Бог моря внял его просьбе — и Одиссей впоследствии мог благодарить богов за то, что они не дали людям возможности заранее знать, какие бедствия готовит им судьба.
Вначале Посейдон оставил Одиссею надежду на счастливое возвращение домой, чтобы тем вернее ввергнуть его в бездну отчаяния. Он позволил Одиссею пристать к острову повелителя ветров Эола, который радушно принял Одиссея и на прощание вручил ему чрезвычайно ценный дар. Это был мех бычьей шкуры с заключенными в нем бурными ветрами кроме Зефира, который должен был пригнать корабли Одиссея к берегам Итаки. Но когда они уже оказались в виду родного острова, двое спутников Одиссея тайком развязали мех, думая, что в нем хранится золото и серебро. В тот же миг заключенные в нем ветры вырвались на волю и на радостях устроили грандиозную бурю. Набушевавшись досыта, ветры послушно вернулись на остров своего властелина, а вместе с ветрами — и пригнанные ими корабли Одиссей тщетно оправдывался. Одиссей — Эол заявил, что человек, умудрившийся обратить против себя дружеский дар, явно ненавистен богам, и велел Одиссею немедленно покинуть остров.
После недельного плавания злая судьба забродила мореплавателей на остров лестригонов — великанов, похожих на киклопов и таких же людоедов. Без всякого предупреждения лестригоны стали бомбардировать флот Одиссея градом огромных камней и разбили все корабли, за исключением одного, стоявшего далеко от берега. Только поэтому его экипаж, включая самого Одиссея, избежал печальной участи остальных ита- кийцев, которых лестригоны нанизали на колья, как рыб, и унесли в город на съеденье.
Затем ветры пригнали корабль Одиссея к острову Эя, на котором жила волшебница Кирка, дочь бога солнца Гелиоса. Людей, посланных Одиссеем на обследование незнакомого острова, Кирка с помощью колдовского напитка и волшебного прутка превратила в свиней. Тогда Одиссей сам отправился к волшебнице, чтобы освободить своих друзей. Его отвага понравилась богу Гермесу, покровителю путников, и он дал Одиссею волшебную траву, способную разрушить злые чары Кирки, а также научил его, как себя вести с волшебницей. Следуя наставлениям Гермеса, Одисей вынудил Кирку вернуть человеческий облик его друзьям, но ему пришлось пообещать остаться у нее на год, чтобы скрасить ее одиночество. Одиссей жил у нее неплохо, ни в чем не зная отказа, однако через год он попросил отпустить его вместе со спутниками.
Кирка сдержала свое обещание; кроме прощальных даров она дала Одиссею совет отправиться на порог загробного мира и вызвать дух фиванского прорицателя Тиресия, который скажет ему, что его ждет и что он должен будет предпринять. Это было пугающее задание, но Одиссей, не колеблясь, отправился на далекий север, в землю киммерийцев, где находился вход в загробный мир. Под высокой скалой, где Кокиг и Пи- рифлегетон впадают в Ахеронт, Одиссей принес жертвы теням умерших и призвал Тиресия. От него Одиссей узнал, что его мать умерла, но Пенелопа, Телемах и Лаэрт все еще ждут его; что он вернется на родину вместе со всеми своими спутниками — но только при условии, что никто из них не оскорбит бога солнца Гелиоса. С облегченным вздохом Одиссей покинул мрачное царство Аида и вернулся на остров Кирки. И снова его охватил ужас, когда он узнал от волшебницы, что ждет его на дальнейшем пути.
Вначале ему предстояло проплыть мимо острова сирен, которые неодолимо влекут к себе людей своими чарующими голосами; но стоит человеку сойти на их берег, как они набрасываются на него и высасывают из него кровь. Поэтому залепил своим спутникам уши воском, чтобы они не слышали пения сирен. Себя же он дал привязать к мачте и велел еще гуже затянуть веревки, если он станет просить отвязать его. Благополучно проплыв мимо острова сирен, усеянного костями погубленных моряков, мореходы увидели валы чудовищного прибоя и услышали грозный грохот. Перед ними был узкий пролив, одну сторону которого сторожила шестиголовая Скилла, на другой бурлил страшный водоворот Харибды. Одиссей не стал говорить своим спутникам, что их ждет, так как все они знали поговорку: ’’Кто хочет избежать Харибды, не уйдет от Скиллы”. Поэтому он просто велел им грести прямо изо всех сил, не оглядываясь ни направо, ни налево. Моряки подчинились, и все же шестеро из них погибли. Пока они старались избежать губительного водоворота Харибды, на них неожиданно напала Скилла, и каждая из шести ее голов нашла себе жертву на корме проходящего корабля.
Тщетно надеялся Одиссей, что теперь-то он избежал всех бед на свете. На горизонте показался зеленый остров Тринакия (Тринакрия), принадлежавший Гелиосу. Кирка настоятельно советовала Одиссею обойти его стороной, но утомленные долгим плаванием итакийцы вынудили Одиссея пристать к острову. Как только они сошли на берег, их увидел Посейдон и вызвал бурю, гак что они не могли продолжить плавание. Одиссей заклинал спутников не трогать стада, принадлежащие Гелиосу. Но однажды, когда он заснул, изголодавшиеся люди нарушили обещание, данное своему предводителю, и зарезали нескольких быков, а потом с ужасом наблюдали, как бычьи шкуры ползли по земле, как мычали куски мяса на вертелах. Узнав об этом, Гелиос разгневался, но прервать свою службу и сойти с небосвода он не мог, и потому обратился с жалобой к Зевсу. Царь богов пообещал покарать виновных и сдержал свое слово: как только корабль Одиссея вышел в море, Зевс наслал на море бурю и поразил корабль молнией. Все погибли в волнах, кроме Одиссея, который ничем не оскорбил Гелиоса.
С величайшим напряжением сил и воли Одиссей сумел проплыть между Скиллой и Харибдой, держась за обломок мачты. После девятидневного плавания волны выбросили его на берег острова Огигия, где жила нимфа Калипсо. Прекрасная нимфа целых семь лет не отпускала его от себя. И хотя она окружила Одиссея великолепием, которому могли позавидовать боги, в душе Одиссей был несчастен. Он мечтал лишь об одном: вернуться к своим, на родину.
Тем временем на Итаке дела обстояли неважно. Его жену Пенелопу осаждали пришельцы из ближних и дальних краев, желавшие осчастливить ее браком, так как были уверены, что она давно уже стала вдовой. Все они получили отказ, но ни один не хотел убираться восвояси, так что со временем этих претендентов на руку Пенелопы и на трон Одиссея накопилось изрядное число сто восемь человек. При всем многообразии характеров женихи пришли к единодушному решению: пока Пенелопа не оста новит свой выбор на одном из них, они будут весело проводить время в доме Одиссея, пируя за его счет. Наконец они вынудили Пенелопу дать согласие на новый брак, но она попросила дать ей отсрочку, чтобы соткать погребальный саван для Лаэрта, отца Одиссея днем она ткала, а ночью распускала готовую ткань. Три года она обманывала женихов таким образом, надеясь дождаться возвращения мужа. Но затем одна из служанок выдала ее, и ей пришлось доткать саван.
Телемах был еще не в силах защитить свою мать от настырных женихов. Поэтому он созвал народное собрание, надеясь, что оно вынудит женихов разойтись, но те просто-напросто разогнали собрание. Кое-кто из них в своей надменности даже заявил, что в случае возвращения Одиссея они убьют его. Телемах решил отправиться на поиски отца. Наконец, он узнал от спартанского царя Менелая, что Одиссей жив, но находится на острове нимфы Калипсо, которая не отпускает его. Телемах тут же поспешил к матери, чтобы сообщить ей эту весть. Однако богиня Афина посоветовала ему не возвращаться домой прямым путем, так как женихи подстерегают его, чтобы убить Телемах сошел с корабля у первого итакийского мыса и направился к свинопасу Эвмею, верному слуге в их доме, чтобы укрыться у него. В хижине Эвмея он встретил незнакомого старика — и, как оказалось, это был не кто иной, как сам Одиссей.
Дело в том, что по истечении семи лет боги сжалились над Одиссеем и заставили нимфу Калипсо отпустить его. Одиссей смастерил прочный плот и пустился на нем в плавание по морю, где его опять высмотрел Посейдон и наслал на него очередную бурю, разнесшую плот в щепки. Не сломленный этим новым ударом судьбы, Одиссей плыл два дня к отдаленному берегу, нашел устье спокойной реки, выбрался на сушу и, обессиленный, заснул, угнездившись в груде опавшей листвы. Проснувшись, он увидел прекрасную девушку, которая пришла на реку стирать белье со своими подругами и служанками. Это была Навсикая, дочь Алкиноя, царя блаженной страны феаков. Навсикая привела Одиссея в дом своего отца, который оказал ему радушный прием, устроил в его честь великолепный пир и спортивные игры. Более того, Алкиной щедро одарил Одиссея и велел снарядить корабль, доставивший его на берег Итаки в двух шагах от хижины Эвмея. Чтобы женихи преждевременно не опознали и не убили Одиссея, Афина превратила его в старого нищего. В этом облике Одиссей и встретился с Телемахом
В самое время вернулся Одиссей на Итаку. Пенелопа уже исчерпала все возможности отсрочки своего решения. Под давлением женихов она объявила о состязании в стрельбе из лука, победитель которого имел право на ее руку. Для этого нужно было выстрелить из тяжелого лука Одиссея таким образом, чтобы стрела пролетела сквозь проушины двенадцати топоров вонзенных в землю в один ряд
В канун состязания Телемах привел Одиссея в царский дворец. Кроме старого пса Аргоса, который уже не в состоянии был подняться на ноги, никто не узнал Одиссея в его рубище. Под предлогом просьбы о подаянии он обошел и рассмотрел поближе всех женихов, издевавшихся над ним. Но за него заступилась Пенелопа, в своем благородстве не позволявшая оскорблять даже нищего; она велела служанке Эвриклее омыть ему ноги и приготовить постель, как и любому другому гостю. При этом Эвриклея, старая няня Одиссея, по шраму на его ноге догадалась, кто пришел в дом, но Одиссей велел ей молчать. Не узнанный женихами и собственной женой, Одиссей провел первую ночь в своем дворце после двадцатилетнего отсутствия — и хорошо использовал ее для подготовки к следующему дню.
На другой день женихи с восхищением разглядывали тяжелый лук Одиссея, принесенный Пенелопой, однако, несмотря на все ухищрения, никому из них не удалось даже согнуть лук, чтобы натянуть тетиву. Тогда Одиссей попросил разрешения взять лук в руки, и Телемах позволил ему, невзирая на издевки и протесты женихов. Одиссей без труда натянул тетиву, сел на порог, и стрела, выпущенная им, пролетела сквозь проушины всех двенадцати топоров.
Но на этом сюрпризы для женихов не закончились. Одиссей встал, сбросил с себя нищенское рубище и предстал перед ними в подлинном своем облике, тут же возвращенном ему Афиной. Достав из колчана вторую стрелу, он пронзил горло Антиною, самому дерзкому и тщеславному из женихов. Женихи бросились к стенам пиршественного зала, где вчера еще было развешано оружие, но его уже убрали ночью по приказу Одиссея в распоряжении женихов оставались лишь их короткие мечи и предметы мебели, но женихи не сдались. Разгорелся яростный бой, и когда Меланфий, вероломный раб Одиссея, принес женихам несколько щитов и копий, у них было появилась надежда на спасение. Однако Одиссей, Телемах и двое их верных слуг, вдохновляемые Афиной, не дали им вырваться из зала и всех перебили. Большинство их погибло от стрел Одиссея. Пощадил он только глашатая Медонта и певца Фемия, за которых заступился Телемах, так как они служили женихам по принуждению.
Наученная горьким опытом, что доверять мужчинам опасно, Пенелопа никак не хотел, поверить, что пришелец избавивший ее от настырных поклонников, подлинно ее муж Одиссей. О проверке, которой она его подвергла, рассказывается в статье ’’Пенелопа”.
Итак, после двадцатилетних злоключений Одиссей. снова занял свое законное место в доме и на троне Итаки. Правда, родственники убитых женихов безуспешно пытались отомстить ему, но сам Зевс пожелал, чтобы все обиды и счеты были преданы забвению, пообещав, что мир и покой принесут стране благоденствие.
Мы не знаем, сбылось ли обещание Зевса, так как Гомер ничего не говорит о дальнейшей судьбе Одиссея. Поэтому нам не известно также, выполнил ли Одиссей. наказ Тиресия, услышанный им некогда в стране киммерийцев, на пороге загробного царства. Там тень Тиресия предрекла ему, что после возвращения на родину и умерщвления женихов он должен будет снова отправиться странствовать с корабельным веслом на плече, ’’покуда людей не увидишь,/ Моря не знающих, пищи своей никогда не солящих…/ Если дорогой ты путника встретишь, и путник тот спросит:/ Что за лопату несешь на блестящем плече, иноземец?/ В землю весло водрузи — ты окончил свое роковое,/ Долгое странствие”. В этом случае Тиресий обещал ему долгую и счастливую жизнь.
Однако некоторые (более поздние) авторы сообщают, что много лет спустя Одиссей. погиб от руки своего сына Телегона (см.), рожденного Киркой после его отъезда с острова Эя.
Наш рассказ об Одиссее. — один из самых длинных на этом сайте и в то же время один из. самых сжатых, если учесть, что в ’’Одиссее” 12110 стихов, а в ’’Илиаде” Гомер упоминает его имя 118 раз. Кроме того, Одиссей — один из наиболее выпукло и детально нарисованных образов в поэзии Гомера, в греческих трагедиях и в произведениях римских поэтов (где он выступает под именем Улисса). Не счесть авторов, которые по-своему трактовали образ Одиссея и его судьбу — в драматических произведениях, романах, стихах, фильмах, музыкальных композициях и в изобразительном искусстве.
На античных вазах, дошедших до нас, сюжеты из ’’Одиссеи” встречаются более тысячи раз, из них около двухсот — с изображением самого Одиссея. (древнейшее из них на геометрическом рисунке ок. 8 в. до н. э.). Одиссей изображен также на этрусских и римских фресках, на греческих и римских рельефах, особенно на саркофагах.
В европейском искусстве Одиссей также один из популярных персонажей во все времена. Достаточно назвать хотя бы оперы: ’’Возвращение Улисса на родину” Монтеверди (1640), ”Улисс на острове Кирки” Дзампони (ок. 1650), ’’О.” Гуно (1852), ’’Возвращение Одиссея.” (1896) и ’’Смерть Одиссея.” (1903) Бунгерта, ’’Одиссей у Кирки” Трантова (1938), ’’Одиссей.” Ройтнера (1942). Из чешских композиторов симфоническую поэму ”0.” написал Рос- кошни (1884), оперу ’’Возвращение Одиссея.” Берг (1962). Говоря о произведениях мировой литературы, нельзя не упомянуть философский эпос ’’Одиссея” Казандзакиса (1938), состоящий из 33 333 стихов и роман Джойса ’’Улисс” (1922), хотя это и символическое название. Хорошо известен фильм Кубрика по роману А. Кларка ”2001 год: Космическая одиссея” (1969), но почти забыта изящная новелла Обюртена ’’Возвращение Одиссея”.
Чтобы как-то компенсировать явную неполноту перечня произведений, посвященных Одиссею, попытаемся дать ответ на два вопроса, связанных с этим героем. Первый касается маршрута его путешествия — попытки реконструировать его и сегодня столь же популярны и столь же тщетны, как и в античные времена. Проблема заключается в том, что Гомер частично описывает места, хорошо знакомые ему, частично же — места, о которых он знал понаслышке. Однако на основании его сообщений о длительности и направлении пути Одиссея. никак нельзя вычислить, где же они находятся. Можно лишь не сомневаться, что Итака Одиссея отождественна нынешней Итаке острову у северо-западного побережья Греции. Археологические исследования подтверждают, что некогда, еще до времен троянской войны, здесь существовало ахейское поселение. Второй вопрос: ’’Создана ли ’’Одиссея” автором ’’Илиады”?” является составной частью чрезвычайно сложного ’’гомеровского вопроса”, который наука все еще не решила со всей определенностью. Решающее большинство исследователей сегодня придерживается того же мнения, что и ученые в древности: оба эпоса — творение одного и того же поэта, который переплавил ’’сырую руду” греческих народных преданий и песен в ’’чистое золото” ’’Илиады” и ’’Одиссеи” Очевидно, оба эти эпоса отражают одну и ту же стадию развития греческого общества и возникли, в сущности, в одну и ту же эпоху. Преобладает мнение, что эта эпоха примерно соответствует 9 в. до н э., но одни исследователи датируют ее 12—11 вв. до н. э., и другие — 7—6 вв. до н. э. Однако и ’’Илиада”, и ’’Одиссея” содержат элементы, относящиеся к микенской эпохе (16—13 вв. до н. э.), окончательная же редакция произошла во второй половине 6 в до н. э. в Афинах.
Самое печальное в этом вопросе то, что о создателе ’’Илиады” и ’’Одиссеи”, величайшем поэте всех времен и народов, мы ничего не знаем. Не знаем, где он родился и где умер, не знаем ничего достоверного о его жизни, знаем только его имя — Гомер.